Учить нельзя остановиться. Почему зарубежное образование стало дешевле узбекистанского и как выжить частным школам

Каким будет предстоящий учебный год в связи со сложившейся в стране эпидемиологической ситуацией? Каковы перспективы онлайн-обучения в Узбекистане и насколько оно эффективно? Готова ли к нему в целом система образования республики? Ответы на эти вопросы искал Forbes.uz

 
ФОТО: Баходир Саидов

Опыт «первой ласточки»

— 2019/2020 академический год в целом оказался для нас затруднительным и непредсказуемым, — признался в беседе с Forbes.uz Музаффар Джалалов, и. о. ректора университета Инха в Ташкенте, вошедший, согласно рейтингу движения «Юксалиш», в топ-35 прогрессивных молодых руководителей страны.

Университет стал первым в стране вузом, который внедрил сразу после объявления карантина в марте 2020 систему онлайн-обучения, а также организовал онлайн вступительные экзамены.

Музаффар Джалалов, и.о. ректора Университета Инха
ФОТО: Баходыр Саидов
Музаффар Джалалов

—Как показал опрос в нашем Telegram-канале, большинство студентов пока отрицательно воспринимают дистанционное образование, — отметил Джалалов. — 35% из 800 опрошенных считают такое обучение неэффективным. Еще 16% добавили, что вузы нашей страны не готовы к такому нововведению. Только 8% относятся к образованию на расстоянии нейтрально, не ощущая принципиальной разницы между обучением дома или в аудитории. 25% опрошенных высказались в пользу дистанционного обучения, отметив, что пора вводить что-то новое в нынешней системе образования. Еще 16% поддержали нововведение, назвав это интересным экспериментом.

Спикер полагает, такое отношение скоро изменится: 

— Большинству людей сложно адаптироваться к изменениям, особенно когда они не подразумевают свободы выбора и стремительно врываются в нашу жизнь. Это толчок для развития всех сфер нашего государства, и не только в онлайне.

Программисты инновационного центра вуза разработали платформу на базе MOODLE, где были размещены лекции, видеоуроки, тесты, задания, чаты и множество других элементов, адаптированные к низкой скорости интернет-соединения в регионах, где проживает часть студентов.

В прошлом учебном году стоимость обучения составляла $3,5 тыс. С сентября оплата вырастет еще на 5%, хотя в мировой практике стоимость на дистанционное обучение в разы ниже, чем на традиционное.

— Наш вуз не полностью переведен на онлайн-режим, а только частично. Для полного усовершенствования онлайн-обучения потребуется еще 2–3 года. У вуза, полностью перешедшего в прошлом году на самофинансирование, сохраняются и другие административные и вспомогательные расходы по оснащению лабораторным и учебным оборудованием, инвентарем, библиотечным фондом, а также соглашение роялти с корейской стороной, оплата труда иностранных преподавателей. Вне зависимости от числа студентов они получают фиксированную заработную плату, размер которой, замечу, довольно внушительный и составляет 35% от общих средств вузовского бюджета.

В планах — реализация совместного с корейской стороной проекта, предусматривающего создание цифрового университета. Студенты в этом случае полностью перейдут на дистанционное обучение по абсолютно новому направлению. В этом случае прием абитуриентов, в том числе и зарубежных, будет неограниченным, а стоимость обучения может снизиться.

Этот проект может «выстрелить» еще и потому, что вузы страны (а их на сегодня 120) способны каждый год принимать только 20% выпускников школ.

Школа: частный сектор под ударом

Прозвенит ли в сентябре для школьников звонок? Ответ на этот вопрос остается пока открытым и зависит от выбора Министерством народного образования одного из трех разработанных его специалистами с опорой на исследования Минздрава сценариев начала учебного года: в штатном режиме, полностью онлайн или же, в зависимости от эпидемиологической ситуации, в каждом регионе с сохранением трансляции онлайн-уроков по ТВ.

Родители и школьники живут в ожидании решения Специальной республиканской комиссии, а частные школы думают о том, начнется ли для них учебный год вообще в случае реализации второго сценария. 

В условиях карантина, по словам завуча столичной частной школы Wise Scholl Натальи Ким, это учебное заведение, как и остальные государственные и негосударственные школы, вынуждено было перейти на онлайн-образование. Каждый педагог общался с детьми онлайн, хотя не все были готовы к такому повороту событий, не было разработано четкого плана, концепции и методики преподавания.

—Такое образование в школах себя не оправдывает. Его эффективность можно оценить на 20, если не на 10%, — уверена Наталья Ким. — Сегодня дети гиперактивные, и даже при офлайн-образовании их бывает трудно настроить на нужную волну, сконцентрировать. А теперь представьте, что такой гиперактивный ребенок предоставлен самому себе! Наработанные за год-два навыки, полученные знания могут быстро сойти на нет.

Родители оплачивали только 40% от суммы контракта, но многих не устроила такая форма обучения. Если новый учебный год начнется в онлайн-режиме, Wise Scholl, как и другие частные школы, может потерять часть учеников — они уйдут в государственные: зачем платить за обучение, если оно будет все равно дистанционным?

К слову сказать, стоимость обучения в частных школах внушительная: в столичной Profi School, к примеру, за год родители платят 22,3 млн сумов (сумма установлена с января 2020), в Международной школе имени Мирзо-Улугбека год обучения обходился родителям в 40 млн сумов, а теперь — 60 млн сумов; при онлайн-обучении, правда, предусмотрена скидка 30%.

В случае оттока учеников, за счет оплаты за обучение которых и живут частные школы, последние могут оказаться на грани банкротства.

Один из выходов из сложившейся ситуации — принятие постановления президента «О поддержке деятельности негосударственных образовательных организаций в период коронавирусной пандемии», проект которого опубликован для общественного обсуждения на портале СОВАЗ

Документ постановления предусматривает финансовую поддержку юридических лиц, занимающихся образовательной деятельностью, приостановивших работу или перешедших на дистанционный режим в условиях карантина.

Мировая практика: через интернет дешевле

В Узбекистане дистанционное образование только набирает темпы, но во многих странах система уже хорошо зарекомендовала себя. Сегодня практически любой западный вуз имеет программы по дистанционному обучению. Открываются и специальные «дистанционные» учебные заведения, многие из которых уже завоевали популярность в мире и открыли свои отделения в разных странах.

Многие называют такую систему образованием будущего. Правы отчасти и те, кто сравнивает ее с заочной формой обучения.

—Минимальная стоимость контракта в Европе за традиционное обучение — €2,1 тыс., за онлайн — €1,3 тыс. Несмотря на кажущуюся выгоду онлайн-образования в плане оплаты за обучение, есть довольно большой процент отечественных абитуриентов, ратующих за офлайн, — рассказала менеджер компании Study in Europe Алиса Терзян.  — Причем процент таких потенциальных студентов не изменился в связи с пандемией. Это в основном выпускники школ, колледжей, для которых важен эффект присутствия на уроке, непосредственный контакт с наставником. К тому же зарубежное образование онлайн не всегда признается в Узбекистане, поэтому его чаще выбирают те, кто уже имеет высшее образование, работу или ведет частный бизнес, либо желает устроиться на работу в иностранную компанию.

Иного мнения придерживается Елена Сергеева, генеральный директор и учредитель консалтинговой компании Education Standard.

Елена Сергеева, генеральный директор и учредитель компании Education Standart
ФОТО: личный архив
Елена Сергеева

— Стоимость обучения — один из основных факторов при выборе студентами онлайн-университета. Доступность подобного образования оценил 61% обращавшихся к нам студентов. Немаловажную роль играют и престиж, репутация вуза. Их также волнует вопрос получения той или иной научной степени при онлайн-образовании и возможность совмещать с основным процессом обучения. Вполне предсказуемо, что онлайн-программы на получение степени дешевле, чем традиционные. Оплата оказывается вполне доступна из-за снижения у вузов административных и иных расходов, также у онлайн-студентов нет затрат, связанных с переездом, оплатой за проживание, питание, приобретение литературы и оформлением медицинской страховки. В среднем студент тратит от $4 тыс. до $10 тыс. в год. Кроме того, у студентов нет затрат, связанных с переездом за границу. Например, Авиационный университет Эмбри-Риддл, занявший 2-е место среди лучших онлайн-программ бакалавриата, согласно рейтингу US News: $51 538 для программ на территории кампуса против $6,7 за онлайн-обучение. США — бесспорный лидер в сфере онлайн-обучения. Развито цифровое образование и в Австралии, где платформа многих вузов позволяет студентам осваивать сотни профессий в ведущих университетах страны дистанционно. По сравнению с традиционным образованием в Австралии получить степень бакалавра онлайн дешевле на $116 290 и составляет порядка $37 471, — объяснила Елена Сергеева.

Правда, в связи со сложившейся из-за пандемии экономической ситуацией, по словам Сергеевой, многие студенты обеспокоены возможностью оплаты даже за онлайн-обучение. Немногие знают, что существует множество бесплатных онлайн-программ.

Компания Education Standart неоднократно проводила опросы среди родителей детей разных возрастных групп с целью узнать их отношение к онлайн-образованию. Так, в прошлом году было опрошено около трех тысяч родителей детей — от дошкольников до выпускников.

56% родителей считают, что онлайн-обучение для детей 14–17 лет — хорошая инициатива. 44% уверены, что это пустая трата времени, поскольку сомневаются в возможности правильно мотивировать ребенка дистанционно. Как следствие — отсутствие у него обязательств перед преподавателем и учебным заведением в целом. Не оправдала их ожидания и транслируемая по телевидению программа Online Maktab. 

Вместе с тем родители скептически относятся к безопасности обучения детей в школах офлайн: 33% считают, что ситуация может стабилизироваться к январю следующего года, 55% уверены, что произойдет это гораздо позже.

— Думаю, сложившаяся ситуация должна стать мощным стимулом для развития онлайн-образования, — считает Елена Сергеева. — Для этого необходимо развивать цифровую инфраструктуру. Ведь именно прогресс в области инновационных технологий сделал онлайн-обучение не только высокоэффективным, но и общедоступным в США и других странах. Вопрос еще и в оснащении образовательных учреждений оборудованием для работы в интернете, его высокой скорости, сетевой безопасности, интегрированной институциональной политике, разработке преподавателями принципиально новых планов и методов работы с учениками в режиме онлайн. В этом случае онлайн-образование принесет желаемые плоды.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1839 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить