Какие фрукты и куда стоит экспортировать Узбекистану

Эксперты Всемирного банка об экспортном потенциале агросектора Узбекистана и Центральной Азии

ФОТО: Баходир Саидов / Forbes Uzbekistan

Эксперты Всемирного банка опубликовали отчет о плодоовощеводстве в странах Центральной Азии и возможности экспорта в Китай и Россию свежих фруктов и овощей. В нем отмечено, что объем китайского рынка импортных фруктов достигает $5,8 млрд, и это дает возможность для центральноазиатских экспортеров диверсифицировать географию своих поставок и увеличить стоимость экспорта агропродовольственной продукции.

Китай — рынок больших возможностей

Так,  с 2015 по 2017 Китай импортировал свежие черешню, виноград, сливы и абрикосы, то есть продукцию, в производстве которой страны Центральной Азии обладают сравнительными преимуществами, — на общую сумму $1,5 млрд.

Эксперты отмечают, что к 2030 спрос Китая на импорт этих фруктов увеличится до $1,8 млрд, а их общий потенциальный объем импортных закупок оценивается в $2,7 млрд.

В отчете отмечено, что у стран Центральной Азии есть все возможности в удовлетворении спроса на импортные фрукты на растущем китайском рынке. Если страны смогут воспользоваться этим шансом, это может дать им дополнительный импульс в экономическом и социальном развитии. Тем не менее этим странам предстоит еще многое сделать для того, чтобы проникнуть и нарастить присутствие на рынке Китая:

  • китайские рынки требуют от стран-экспортеров стабильного качества и объемов поставок свежих фруктов;
  • выход на китайский рынок возможен только при условии наличия современных систем контроля качества, отлаженности логистических схем, соблюдения жестких требований как при производстве продукции, так и на последующих этапах, с тем, чтобы обеспечить соответствие строгим стандартам безопасности пищевых продуктов, принятым в Китае;
  • фрагментированность и конкурентная структура китайских фруктовых рынков требует постоянного контакта с китайскими партнерами на местах;
  • китайские потребители ценят привлекательную упаковку и продукты с узнаваемыми брендами.

В 2018 стоимость объема экспорта их агропродовольственной продукции в Китай составила $415,5 млн, что на $72 млн выше показателя 2017, на Узбекистан приходилось 96% этой суммы, в то время как присутствие на данном рынке Кыргызстана и Таджикистана оставалось незначительным. 

Но доля экспорта этих стран остается на невысоком  уровне как по всей группе товаров в целом, так и по части поставок фруктов. 82% экспорта Узбекистана состоит из хлопка и хлопковой продукции, 58% экспорта Кыргызстана составляет табак, у Таджикистана — хлопок. В то время как на китайском рынке свежих импортных фруктов, особенно черешни и сливы, доминируют Чили и США.

ФОТО: из отчета Всемирного банка

 

Основной конкурент в России — Турция

Согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году центральноазиатские страны экспортировали 19,5% на российский рынок столового винограда, но эта доля сильно занижена из-за неучтенного реэкспорта через страны Евразийского экономического союза.

На сегодня крупнейшим поставщиком столового винограда в Российскую Федерацию является Узбекистан: в 2018 он поставил 48 тыс. тонн винограда на $38,2 млн.

ФОТО: из отчета Всемирного банка

Основным конкурентом центральноазиатских стран здесь является Турция, которая уже завоевала сильные позиции на розничных рынках. Один из факторов ее успеха заключается в способности гарантировать качество, ассортимент, упаковку и объемы продукции в соответствии с потребностями розничной торговли.

Еще одно конкурентное преимущество турецких поставщиков — возможность поставок традиционных и новых сортов.

У Узбекистана высокий экспортный потенциал

Результаты анализа экспортной конкурентоспособности показали, что продуктами с наибольшим потенциалом для экспорта из Узбекистана в Китай являются свежие черешня, абрикосы, сливы, виноград, грецкие орехи и курага.

Виноград, черешня и персики имеют высокий экспортный потенциал, который оценивается в $486 млн, еще $115 млн могут дать поставки свежих абрикосов и слив, но этот экспортный потенциал, за исключением персиков, в среднем реализован на 32%.

ФОТО: из отчета Всемирного банка

В настоящее время узбекский экспорт не диверсифицирован и ориентирован на страны — члены ЕАЭС — Кыргызстан, Казахстан и Россию, где узбекские поставщики получают более низкие цены, чем на других рынках. 

ФОТО: из отчета Всемирного банка

Однако на разных этапах цепочки производства и сбыта все еще существует множество ограничений, которые необходимо устранить для реализации имеющегося экспортного потенциала страны:

  • ограничения на уровне производства/послеуборочной обработки/маркетинга: ограниченные объемы производства и сложности с формированием крупных товарных партий из-за мелкотоварности производства фруктов; 
  • низкое качество или недостаточное количество материально-технических ресурсов;
  • значительный пробел в практических навыках и потенциале на протяжении всей цепочки производства и сбыта;
  • слабый уровень развития холодильных цепочек и систем хранения, в том числе в самих хозяйствах; 
  • высокий уровень неформальности и непрозрачности отношений в цепочках поставок;
  • технические барьеры или институциональные ограничения;
  • плохая логистика в сельском хозяйстве; 
  • низкий уровень развития электронной торговли.

В докладе было отмечено, что доступ к интернету имеет около трети населения, при этом 90% интернет-пользователей и онлайн-сервисов сосредоточены в Ташкенте, слабое развитие онлайн-платежей создает серьезные препятствия для развития этого сектора.

По мнению экспертов, поставка больших объемов качественных фруктов может быть обеспечена только путем интеграции мелких производителей фруктов Центральной Азии в производственно-сбытовые цепочки, также необходимо наладить современные международно-признанные системы обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1692 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить