Как Узбекистану улучшить свои позиции в международных рейтингах?

В настоящее время правительство Узбекистана выбрало для себя международные рейтинги и индексы как альтернативный критерий для оценки проводимых в стране реформ

ФОТО: Shutterstock / Novikov Aleksey

В июне этого года был издан соответствующий Указ Президента «об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы в государственных органах и организациях».

Согласно указу, был создан «Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами», утверждён его состав, ключевые показатели до 2030 года, их контроль распределён между рабочими органами Совета.

На наш взгляд данное направление правительством выбрано правильное, сейчас нет необходимых временных и иных ресурсов для создания своей методологии оценки функционирования органов государственной власти, проще воспользоваться готовыми критериями одновременно улучшая позиции страны в мире.

Оценивать Узбекистан будут международные эксперты, по единым, заранее известным для всех, объективным критериям, свой плюс также даст эффект состязательности среди бывших «братских республик».

Учитывая опыт нашего агентства в защите инвестиций в Республике Узбекистан хотели бы поделится некоторыми практическими соображениями по данному вопросу.

На наш взгляд низкая экономическая активность иностранных инвесторов и местного населения вызвана не со сложностью регистрационных процедур, постановки на налоговый учёт, скоростью работы таможни и даже не коррупцией, а другими более важными недостатками функционирования государственных институтов.

Любой нормальный инвестор не вкладывает последние деньги, ни ждёт быстрых результатов, готов играть по общим правилам, при необходимости проходить длительные разрешительные процедуры, решать возникающие проблемы «неформальными» способами.

Есть другие, более важные причины, которые существенно влияют на экономическую привлекательность нашего региона как объекта для инвестиций и коммерческой деятельности.

Причина первая: дефицит информации на физических и юридических лиц.

Доступность информации является ключевым критерием прозрачности, существенно облегчает понимание рынка и планирование возможных рисков.

Несмотря на обширность этого вопроса, хотели бы обсудить данный вопрос в узком, сугубо практическом контексте, а именно о доступности информации на физических и юридических лиц, точнее то как обстоит ситуация с данным крайне важным вопросом в нашей стране.

Для участников внешнеэкономической деятельности не секрет, что решения о сотрудничестве, инвестировании и кредитовании за рубежом принимаются на основании специальных процедур по сбору и анализу информации на потенциальных контрагентов так называемой проверки деловой репутации и кредитоспособности.

В странах постсоветского пространства, не говоря уже о развитых, получили широкое распространение частные и государственные сервисы по предоставлению сведений о юридических и физических лицах, не составляющих их коммерческую и иную тайну таких как:

  • Регистрационные данные юридических лиц (полное наименование, дата и место регистрации и нахождения, состав акционеров и учредителей, сведения об исполнительном органе и т.д.);
  • Сведения о физических лицах паспортные данные, адреса, телефоны, месте работы и пенсионных отчислениях и т.д.;
  • Сведения об уплаченных налогах и имеющихся задолженностях по ним;
  • Сведения о движимом, не движимом имуществе физических и юридических лиц, в том числе об учредительных долях и акциях;
  • Сведения об интеллектуальной собственности и зарегистрированных торговых марках
  • Базы судебных решений и исполнительных документов;
  • Перечни ликвидированных или проходящие данные процедуры организаций;
  • Перечни организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения.

Доступ к такой информации предоставляется нескольких видов:

  • по запросу заинтересованных лиц вне зависимости от формы собственности и гражданства,
  • только для своих граждан и их представителей при наличии ЭЦП или других средств идентификации
  • только по запросу уполномоченных лиц и организаций, например, адвокатских формирований

Информация на таких сервисах может быть бесплатной, предоставляться на разовой (оплата за один запрос) и абонентской основе.

Наибольшей популярностью пользуются т.н. агрегаторы которые собирают информацию о конкретном физическом или юридическом лице из всех доступных государственных и частных баз и предоставляют сводную информацию в удобном для пользователя виде.

Подключение к внешним базам агрегаторы осуществляют посредством API на платной и бесплатной основе в зависимости от конкретной страны и организации предоставляющей информацию.

Некоторые агрегаторы объединяют до нескольких десятков баз введя ФИО или ИНН лица можно получить всю необходимую информацию, а также подсказки и рекомендации от систем следующего вида: «организация требует дополнительной проверки», «организация имеет признаки банкротства», «организация имеет признаки бездействующей», а кроме того количество поданных в отношении лица исков (в том числе выигранных, проигранных) с указанием сумм и т.д.

Всё это помогает хозяйствующим субъектам в осуществлении торговых и инвестиционных операций, а также защиты своих коммерческих интересов.

У нас ситуация к сожалению, обстоит достаточно плохо.

Во-первых, нет ни одного полноценного сервиса из-за чего узбекским компаниям часто отказывают в сотрудничестве, отгрузках с отсрочкой платежа и в кредитных ресурсах.

Многие даже не подозревают о реальных причинах отказов, когда простое отсутствие возможности проверки регистрационных и финансовых сведений вынуждают иностранные компании, согласно внутренним инструкциям отказывать партнёрам в кредитном лимите.

Плюс в большинстве случаев подобные проверки проводятся не гласно, через аналогичные нашему агентству структуры.

Со дня основания в наше коллекторское агентство поступают заявки из стран СНГ, Европы и КНР для предоставления тех ил иных сведений на юридических лиц, с просьбой предоставить информацию в течении рабочего дня, обработать которые, мы текущей ситуации в отрасли не можем.

Во-вторых, наши экспортёры, не подозревая о наличии таких сервисов в принципе, не занимаются проверкой своих контрагентов и часто становятся объектом мошенничества за рубежом.

Буквально 5-10 лет назад получение регистрационных сведений на организацию проводилась в органах исполнительной власти на местах - хокимиятах районов и занимало от 15 до 30 календарных дней.

Сегодня каждый желающий может получить данную информацию на сайте Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике в разделе интерактивных услуг (https://stat.uz/ru/uslugi-1/svedeniya-iz-egrpo) бесплатно без каких-либо условий.

Минусом является отсутствие возможности идентификации выдавшего органа (например, через QR-код), третьими лицами кроме как повторной ручной проверки.

Не лучше дело обстоит и с остальной информацией сведения запрашиваемые из налоговой и обслуживающего банка подпадают, хотя и далеко не все, под соответствующие нормативные акты о налоговой и банковской тайне.

Для получения информации о движимом и недвижимом имуществе лица и вовсе надо нанимать адвоката.

Хотя в развитых странах есть достаточно широкий спектр сведений, которые юридические лица обязаны публиковать на постоянной основе для оценки их финансовой стабильности со стороны государства и третьих лиц.

Проблема с доступностью информации не является проблемой только коммерческих структур, это также усложняет защиту собственных имущественных и иных интересов для физических лиц и их законных представителей, в том числе адвокатов, и как бы странно это не звучало это реальная проблема и для самого государства.

В настоящее время в стране функционируют около 4 тысяч адвокатов, на 8,5 тысячи жителей страны приходится в среднем один специалист, более 43 процентов из которых работают в Ташкенте.

Ежегодно адвокаты в интересах своих клиентов в общей сложности отправляют сотни тысяч адвокатских запросов в органы государственной власти и другим организациям.

Данные запросы направляются в основном, в письменном виде через почтовые отправления, курьерами, помощниками адвокатов, либо самими адвокатами в канцелярии соответствующих учреждений.

На практике получение ответов на данные запросы занимают от 15 до 60 дней, для получения которых адвокатам приходится прилагать дополнительные усилия, а потеря запросов или предоставление не корректных ответов не является редкостью.

Всё вышесказанное создаёт следующие проблемы:

  • Клиенты адвокатских компаний юридические и физические лица не могут своевременно получить качественные адвокатские услуги для восстановления своих нарушенных прав;
  • Адвокаты, юрисконсульты предприятий и их сотрудники занимаются рутинными операциями не требующих высокой квалификации, часто на которые уходит основное рабочее время;
  • Сотрудники государственных органов ежегодно обрабатывают до полумиллиона адвокатских запросов проводя данные процедуры в ручном режиме, а сами организации несут дополнительные затраты на административные расходы (ФОТ, канцелярские, почтовые и иные);
  • Судьи, прокуроры, следователи и т.д. при рассмотрении заявлений (жалоб, ходатайств), также сталкиваются с дефицитом информации для оперативного принятия решений в связи с тем, что адвокаты при подаче документов часто не прилагают полных сведений.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что создание онлайн сервиса актуальным и своевременным решением.

Да конечно, не всё так плохо и со стороны государства сделаны определённые шаги в этом направлении портал главы государства, государственных услуг и отдельных ведомств, но этого явно недостаточно.

Во-первых, имеющиеся там сведения являются не полными и разрозненными для принятия вышеуказанных решений.

Во-вторых, требования различных регистрационных процедур, получения ключей цифровой подписи, требования оплаты в национальной валюте делают их малодоступными для иностранных компаний.

В-третьих, необходимость использования нескольких баз и ручной консолидации конечных результатов и в связи с чем значительное повышение трудозатрат и отсутствие возможности их официального заверения.

Теперь отвечаем на вопрос «Что делать?»:

  • Создание агрегатора информации, в котором по ИНН или паспортным данным все желающие могут получить необходимую информацию на конкретных юридических и физических лиц;
  • Предоставление услуг онлайн с возможностью приёма оплаты в иностранной валюте;
  • Предоставление доступа к адвокатам, юрисконсультам предприятий и уполномоченным сотрудникам кредитных организаций, для получения всех необходимых сведений в личном кабинете, а также возможностью онлайн подачи исковых заявлений в суд и мониторинга исполнительного производства;
  • Предоставление информации посредством API для иностранных агрегаторов, международным кредитным, страховым организациям, рейтинговым агентствам;
  • Создания на базе данного сервиса собственных, автоматически формируемых рейтингов, типа TOP10 налогоплательщиков, банков, работодателей и т.д. в разрезе административных единиц и отраслей.

Все необходимые сведения есть в налоговом комитете, министерстве юстиции, бюро принудительного исполнения, МВД РУз, большая часть информации уже находится в государственных порталах под управлением Uzinfocom.

Со стороны нашего агентства разработана концепция системы, формы выписок и структура данных, и учитывая, что 80% всей необходимой информации имеется в базах ГНИ РУз, данному ведомству внесено соответствующее предложение.

Реализация данного шага повысит позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах, увеличит экономическую активность в стране, и самое главное поможет юридическим и физическим лицам в решении ежедневных вопросов, ведь повышение позиций не самоцель, а только критерий.

Да, запуск одного сервиса не решит всех проблем разом, но первый шаг в этом направлении необходим, в том числе и для преодоления государством психологического барьера, что сделает нашу страну и её бизнес более открытым, а значит и привлекательным для инвестиций.

Кроме того, это дополнительный стимул бизнесу работать легально и платить все налоги, т.к. после запуска первого сервиса, со временем иностранные партнёры смогут оценивать кредитоспобность узбекских коллег не только на основе марки машин встречающих их в международном аэропорту имени Ислама Каримова, количеству золота на сопровождающих их лицах и дороговизне ресторанов, забронированных для переговоров.

Местные компании начнут дорожить своей деловой репутацией потому, что вся информация об их судебных решениях, налоговых и иных задолженностях будут в открытом доступе и соответственно медленно, но верно запуститься механизм естественного отбора где лучшие условия сотрудничества будут получать законопослушные участники рынка.

Подобные сервисы станут хорошей профилактикой преступлений, бизнесмены смогут проверять своих контрагентов и уменьшатся случаи, когда договора будут заключатся с фирмами, зарегистрированными три дня назад, в однокомнатной квартире спального района, а товар на миллионы долларов отгружаться без предоплаты «крупному дистрибьютору» за последний год заплативший пару сотен долларов в виде налогов и имеющих в штате двух человек.

По нашему мнению, это то самое место приложения усилий, принцип рычага, когда при минимальных, а в масштабах страны, мизерных затратах можно добиться значительных изменений для своих граждан и субъектов экономической деятельности.

В следующей части статьи мы рассмотрим не менее важный вопрос о защите частной собственности в Узбекистане, или как действующее законодательство помогает мошенникам практически безнаказанно и довольно таки успешно заниматься своим делом.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1142 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить