В Узбекистане создали инвестиционную компанию UzAssets. Как сделать ее полезной?

Какую роль может сыграть новая инвесткомпания, рассказали международные консультанты Агентства госактивов

ФОТО: Rawpixel.com / Shutterstock

Как Forbes.uz писал ранее, в Узбекистане создали инвестиционную компанию UzAssets, которая получила в управление 10 госкомпаний. 

Международные консультанты Агентства по управлению государственными активами Марек Грабарек и Виеслав Качмарек рассказали, какую роль может сыграть новая инвесткомпания.

Как провести приватизацию эффективно

Одно из условий успешной трансформации экономики — освобождение предприятий от политического влияния. Желания и решения политических элит не всегда сопровождаются экономическим учетом и рациональностью управления хозяйствующими субъектами.

После деклараций властей Узбекистана о сокращении доли государственного сектора в экономике и укреплении частного сектора настало время действовать — обеспечить профессиональную деятельность в нескольких областях: управление активами компаний, управление государственными активами, современное корпоративное управление. Узбекистану необходимо восстановить доверие к приватизации, особенно в глазах узбекистанских предпринимателей и внешних инвесторов.

Перед каждым главой государства встает вопрос о том, как лучше всего защитить и использовать предприятия, называемые «фамильным серебром» экономики. Такие компании определяют идентичность и безопасность страны. Многие страны учредили суверенные фонды, в которых они накапливают свое «фамильное серебро». Помимо бизнес-целей в виде умножения вверенных им активов, существует еще и цель, связанная с широко понимаемой государственной безопасностью и защитой интересов будущих поколений.

Фонд управляется профессиональными менеджерами. Большинство таких фондов стараются минимизировать прямое влияние политики и государственного управления на решения и операционную деятельность фонда. Сохраняются механизмы общественного контроля за деятельностью фонда с использованием институтов надзорных органов и обязательством публично отчитываться о состоянии и результатах деятельности фонда.

В процессах трансформации экономики важны краткосрочные цели (быстрая продажа низкорентабельных предприятий) и цели в долгосрочной перспективе (создание стоимости некоторых активов с национальной идентичностью, таких как чемпионы Узбекистана.

Как извлечь пользу из UzAssets

Создание инвестиционной компании UzAssets — шаг в правильном направлении, если мы намерены в будущем преобразовать ее в суверенный фонд Узбекистана, который будет активно управлять «фамильным серебром» страны.

UzAssets может быть пилотным проектом для более крупных начинаний, таких как суверенный фонд или фонды прямых инвестиций.

Компания должна стать витриной Узбекистана в бизнес-среде, источником и примером хороших проектов для потенциальных инвесторов.

UzAssets — также возможность для развития и обучения молодых менеджеров Узбекистана. Вначале в относительно небольшой компании необходимо освоить все современные методы управления бизнесом, реструктуризации и санации компаний, выработки стратегии и определения путей их развития — продавая их инвесторам, создавая совместные предприятия с инвесторами, делая эти компании публичными путем котировки на Ташкентской фондовой бирже.

Если первой целью компании является приватизация предприятий и получение доходов от приватизации сверх балансовой стоимости, то этот «товар» должен быть продан на рынке инвесторов. Если «товар» является непродаваемым (постоянно убыточный, мелкомасштабный бизнес), то необходим процесс подготовки предприятия к приватизации через реструктуризацию активов, финансовую реструктуризацию, изменение организационной структуры, финансирование проектов модернизации или даже ликвидации предприятия по экономическим причинам. Мы настоятельно рекомендуем не направлять предприятия в состоянии постоянной убыточности в активы UzAssets.

UzAssets может и должна иметь хорошего союзника в банковском секторе в виде банка/банков, которые будут выступать в качестве партнеров проекта. Это повышает шансы на его экономический успех.

Мы связываем шансы на поддержку банков с только что принятой стратегией реформирования банковского сектора. Задачи, поставленные перед банковским сектором, будут способствовать переориентации их деятельности с финансирования государственного сектора в сторону активного участия в трансформации экономики и содействия частному сектору. Мы убеждены, что именно в частном секторе будут лучшие клиенты банков, и это правильный путь улучшения качества их кредитного портфеля.

Деятельность UzAssets не должна ограничиваться только продажей компаний из своего портфеля, так как это довольно пассивное отношение. Со временем UzAssets должна стать активным участником рынка, участвуя в активных приобретениях на рынке предприятий, реструктуризации предприятий с целью увеличения их стоимости и подготовки привлекательного предложения для потенциальных покупателей или даже в девелоперских проектах. Она должна проводить сознательную политику по выделению части средств UzAssets другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке.

В стратегии развития UzAssets стоит рассмотреть вопрос о том, не может ли сама компания стать объектом публичного размещения акций на Ташкентской фондовой бирже. Компания должна иметь право привлекать капитал с финансового рынка, рынка ценных бумаг для достижения своих бизнес-целей. Если после первого этапа проекта приватизация нескольких компаний пройдет успешно, стоит рассмотреть вопрос о развитии этого механизма приватизации и управления, поручив ему создание дальнейших закрытых инвестиционных фондов в различных секторах экономики Узбекистана. Это означает выход на более высокий уровень управления и рынок путем создания управляющей компании для управления инвестиционными фондами.

Проект обладает несомненно значительным потенциалом развития, программа может быть разработана, если владелец посчитает это разумным.

В нашем распоряжении как минимум три сценария:

  • Еще одно увеличение уставного капитала UzAssets и внесение взносов в виде акций последующих государственных компаний, подлежащих приватизации или требующих профессионального управления, и в конечном итоге компания трансформируется в суверенный фонд Узбекистана.
  • При разработке проекта UzAssets может принять решение о создании закрытых инвестиционных фондов непубличных активов и с помощью созданной или внешней управляющей компании управлять/приватизировать последующие группы государственных компаний. Это могут быть отраслевые фонды (компании из одного сектора) или вертикальные (компании, закрывающие весь цикл производства от сырья до конечной продукции).
  • После завершения миссии по продажам первой группы компаний компания ликвидируется.

Мы убежденные сторонники одного из двух первых сценариев. 

Марек Грабарек — выпускник Варшавского технического университета, магистр наук в области машиностроения. В 1997–2003 годах работал генеральным директором Министерства экономики Польши. В 2003–2005 был президентом правления и генеральным директором польских авиалиний LOT S. A. В 2006 году начал собственный консалтинговый бизнес в сфере рынка капитала.

Виеслав Качмарек — выпускник Варшавского технического университета, магистр технических наук. Докторант Варшавского технологического университета робототехники. В 1993–1997 годах был министром приватизации, министром экономики, в 2001–2003 — министром Государственного казначейства Польши. Депутат польского парламента в 1989–2005 годах. В 2006–2013 — президент правления АО Platinnium Hospital, АО «Терра Нова», АО «Браско». С 2013-го ведет экономическую деятельность в сфере экономического и транзакционного консалтинга.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
931 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить