С чего начать спасать бизнес после карантина

О чем говорили спикеры в четвертый день антикризисного онлайн-марафона

Слева направо: Михаил Дымшиц, Мадина Рузматова, Илья Балахнин
ФОТО: из личного архива
Слева направо: Михаил Дымшиц, Мадина Рузматова, Илья Балахнин

Как ранее писал Forbes.uz, 1 мая стартовал онлайн-марафон в поддержку бизнеса Makon Anti Crisis, организованный Антимонопольным комитетом и Национальным маркетинговым центром.

Цель марафона — предложить антикризисные советы и план действий более 25 отечественных и зарубежных экспертов-практиков по адаптации и развитию малого и среднего бизнеса.

В четвертый день спикерами выступили:

  • Мадина Рузматова, PR adviser. «Какими должны быть коммуникации в кризис».
  • Илья Балахнин (Россия), Paper Рlanes Consulting Agency. «Как стимулировать спрос на свои услуги и товары в кризис».
  • Михаил Дымшиц (Россия), Дымщиц и партнеры. «С чего начать спасать бизнес после карантина».

Forbes.uz приводит основные моменты выступлений.

Михаил Дымшиц: «После карантина будет спад интернет-торговли»

— После выхода из кризиса у всех появляется два желания: первое — у тех, кто постарше: сделать так, как было. Второе — у тех, кто помоложе: сделать так, как нам хочется.

— Как все сложится в реальности — все будет индивидуально. Однозначно, что после карантина будет спад интернет-торговли. Следующий этап, который начнется на рынке, — это изменение структуры повседневного питания. Будут изменены структуры поставок, и можно будет занять свою нишу, но для этого необходимо будет очень активно и быстро принимать решения. Данная ситуация — это повод начать двигаться по-другому, быстрее.

— Знаю, что это прозвучит неожиданно для многих участников нашего марафона: изменится медийное потребление. Если в период карантина [на первом месте] были телевидение и интернет, то после снятия карантина радиорынок станет приоритетнее. Если у вас есть что предлагать на рынке, то лучше начать это делать через радио.

— Второй момент, который может прозвучать неожиданно для многих, — это эффективность классических способов директ-маркетинга. То есть письма физические, которые важно отправлять почтой, курьером. Новый мир после пандемии будет гораздо более реальный, чем был до нее. Однозначно, что мы будем ценить реальные взаимоотношения. Письма, сувениры, подарки и все остальное, что за последние пять–шесть лет стало уходить из бизнеса, вернется на совершенно другом уровне, реализовываясь в совершенно неожиданных формах, которые предугадать невозможно. Это нас ждет в сфере коммуникаций.

— Нас всех ждет очень интенсивная ежедневная работа — это ключевое, что будет характеризовать тех, кто в итоге выиграет или проиграет, в связи с теми процессами, которые происходят. Мы должны быть высокоадаптивными. Весь новый бизнес, который у вас получится, — как результат взаимодействия с реальными людьми.

— На массовом рынке нас ждут серьезные изменения в структуре потребления. Предполагаю, что средняя ценовая группа в Узбекистане исчезнет, останется массовый дешевый сегмент и небольшой дорогой сегмент, то есть будут бимодальные рынки.

Мадина Рузматова: «Во время кризиса важны внутренние коммуникации»

— В локальном бизнесе среди моих клиентов были те, что приостановили свою деятельность на время карантина. Остались и те, кто продолжил работать, с кем мы стали прорабатывать план реализации по трем областям:

  • Первое — внешние коммуникации.
  • Второе — работа с персоналом, сотрудниками команды. Во время кризиса внутренние коммуникации выступают вперед. Очень важно учитывать свои внутренние коммуникации, уметь их ориентировать под ситуацию.
  • Третья область — корпоративная и социальная ответственность.

— Это касается тех компаний и организаций, которые состоялись на рынке. У них уже сформированный бизнес, есть время и ресурсы, опыт и история, чтобы была возможность заниматься социально значимыми «добрыми делами», таким образом продолжать общаться с клиентами. Очень важно сохранять оперативность действий, которые основываются на ценностях, построенных внутри компании. Тому много примеров за время карантина. Все эти направления деятельности создавали условия и возможность двигаться в изменившихся условиях рынка.

Илья Балахнин: «Масштабы паники сильно преувеличены»

— Наш опыт показывает, что масштабы паники, которую мы наблюдали, сильно преувеличены. Мы это видели на примере Китая. После окончания карантина рыночная жизнь вошла в свое русло, несмотря на некие негативные пророчества. Я искренне убежден, что через месяц-два-три мы будем вспоминать все произошедшее с неприязнью, но без панического ужаса.

— Конечно, есть области российского рынка, которые сильно пострадали в данной ситуации: непродуктовый ретейл, HoReCa, значительно пострадали учебно-образовательные центры. Объем негативного наплыва, созданного ситуацией с карантином, вызвал у некоторых наших клиентов полную остановку деятельности, у некоторых — сокращение штата.

— Было немало обращений со всей России и даже из Кыргызстана с просьбой об организации онлайн-продаж. Наш ответ — нет. Заходить в онлайн-продажи имеет смысл, если вы начали года три-четыре назад. В этом случае сейчас было бы правильно улучшать эффективность вашего канала онлайн-продаж. Кризис выявил все те проблемы, которые уже были до него, это важно понимать.

— Есть шесть вещей, которые необходимо скорректировать за период карантина:

  • модель создания прибыли;
  • маркетинг компании, но не канальное продвижение, а во всем его многообразии;
  • бизнес-процессы;
  • пересмотр организационной структуры компании;
  • HR-политика компании;
  • автоматизация.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
875 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить