Почему пошить джинсы в Узбекистане — это как запустить ракету в космос

Шухрат Худойберганов в интервью основателям HM Partners рассказал о проблемах текстильной промышленности Узбекистана

ФОТО: GroundZero / YouTube

Основатели группы компаний HM Partners Хикмат Абдурахманов и Музаффар Касымов в рамках проекта GroundZero Live побеседовали с Шухратом Худойбергановым, представителем текстильной компании Orzu-Teks, сооснователем торговой марки по производству корпоративной одежды Modern Uzbekistan и детской одежды Honey.

Forbes.uz приводит самое интересное из выступления спикера.

Бизнес входит на территорию государства 

«Мы начинали свою работу со швейного бизнеса, покупали готовую ткань и шили из нее. В последующем начали производить полотно и развивать красильное производство, это позволило сэкономить 20–30 центов за килограмм [сырья]».

Предприниматель добавил, что в этом случае компания Orzu-Teks также может контролировать качество, скорость выпускаемой продукции.

В ходе дискуссии Музаффар Касымов отметил, что выстраивание вертикально-интегрированной компании — вынужденная мера, поскольку компания не может доверять поставщикам. Шухрат Худойберганов согласился с высказыванием модератора, но добавил, что создание такого производства положительно влияет на доходность.

По его словам, создание кластеров — сложный процесс, который сопряжен со многими трудностями, но он позволяет снизить себестоимость и улучшить качество сырья.

«За счет того, что частный бизнес входит на территорию, которую раньше занимало государство, наверняка получится снизить себестоимость и стать конкурентоспособными на внешних рынках».

Отмечая плюсы диверсификации производства, предприниматель сказал, что у каждого направления в компании есть руководители, которые отвечают за эффективность производства.

«Когда наша швейная фабрика приобретает у нас полотно, мы не предоставляем дешевую цену на сырье. Каждое предприятие оставляет добавленную стоимость себе, это рыночные отношения».

Какие сложности существуют в текстильной промышленности?

Спикер отметил: ощущается нехватка кадров, в частности в производстве джинсов. Этой отрасли практически не было в стране, заметил бизнесмен. По мнению зарубежных специалистов, старт подобного производства в Узбекистане подобен запуску ракеты в космос.

«Узбекистан славится своим текстилем, но если проанализировать ситуацию в этой сфере, то развитие за последние несколько лет было в трикотажном производстве. Это связано с тем, что вход в этот бизнес относительно дешев».

Ткацкие станки для производства джинсовой одежды стоят дороже, а специалистов, которые работали бы на них, практически нет — большинство из них уже на пенсии. Приходится приглашать специалистов из-за рубежа, но мешают высокие налоги, отметил предприниматель. За привлечение зарубежного специалиста приходится платить 16–20 минимальных заработных плат в год.

«Подобные сборы не делают нишу перспективной, и если бы нас не облагали налогом на экспатов, нам было бы немного проще».

Предприниматель отметил, что пандемия также повлияла на экспортный потенциал текстильной промышленности.

«На сегодня рынок сбыта готовой узбекистанской продукции — Россия, и поскольку дела у них идут не самым лучшим образом, в частности у таких крупных торговых сетей, как «Кораблик», Gloria Jeans и «Детский мир», они вынуждены просить нас предоставить отсрочку».

Некоторые поставщики не предоставляют предоплату или выплачивают 15%, что заставляет компанию искать дополнительное финансирование.

«В результате мы должны искать финансирование, заниматься производством, а потом искать постоплату. Это осложняет процесс продаж. Приходится фильтровать компании, выбирать тех, кто лучше для нас с точки зрения условий оплаты».

Здесь может помочь развитие финансовой и банковской систем, а также наличие гибких инструментов финансирования, торговли, полагает Шухрат Худойберганов.

Возвращаясь к теме кадрового голода, бизнесмен отметил: нет не только технических специалистов, но и дизайнеров.

«Мы потратили порядка двух лет, воспитывая дизайнеров, ездили в Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, в другие учебные заведения. Пытались найти графических дизайнеров, но они до сих пор рисуют карандашами и считают себя суперспециалистами. Мы проводим мастер-классы и понимаем, что проблема выше».

Он привел в пример один из вузов, где ректор считал, что дизайнеры должны ориентироваться на небольшой элитный рынок моды, который в Узбекистане практически не представлен.

«К нам приходят преподаватели и просят, чтобы мы читали лекции, но я не вижу поддержки у их руководителей».

Как открыть собственный бизнес?

Самый простой по выходу на рынок — швейный бизнес, но Шухрат Худойберганов не советует открывать его.

«Да, вы можете открыть производство, инвестировав $4–5 тыс. в швейные машины, ножи для кройки и аренду помещения. Но сложность ведения бизнеса в том, что он глубоко профессиональный, и для того, чтобы предприятие было эффективным, ваши швеи должны быть высокопроизводительными».

Красильное производство, по его словам, достаточно капиталоемкое, и на его открытие потребуется более $2 млн. В прядильный бизнес войти просто так не получится — требуется получить разрешение и на его открытие необходимо $3–5 млн. Для открытия вязального бизнеса начинающему предпринимателю потреубется стартовый капитал $500 тыс., а для открытия точки ретейла — минимум $30 тыс.

Учитывая низкую покупательскую способность в Узбекистане, компания должна быть конкурентной, а руководитель — понимать, что такое «узкое горлышко». Эта схема помогает проследить путь покупателя от первого контакта с компанией до покупки. Этот метод позволяет узнать, на каких этапах теряются клиенты.

Если компания только недавно начала работу и хочет наладить экспорт, предприниматель рекомендует посещать тематические выставки, которые помогут привлечь потенциальных клиентов.

«В 2015 году мы создали сайт для рекламы производства и продукции, также использовали социальные сети. Но статистика показала, что самые крупные клиенты находили нас через выставки за рубежом или в Узбекистане».

При построении собственного бренда он рекомендует обратить внимание на ассортимент продукции и по возможности отдавать дизайн, пошив и покупку ткани на аутсорс. Также не стоит забывать об онлайн-продажах, которые стали актуальны во время карантина.

«Не стоит продавать самим в офлайн-магазине, начните с онлайна в Instagram, научитесь таргетировать». 

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2145 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить