Какие сферы в Узбекистане самые коррумпированные

Как менялся уровень коррупции в стране и какие меры помогут ее устранить

ФОТО: Баходир Саидов / Forbes Uzbekistan

О том, как бороться с коррупционными рисками, рассказывает главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Бахтишод Хамидов.

Как менялся уровень коррупции в Узбекистане

Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику.

По Индексу восприятия коррупции организации Transparency International Узбекистан, начиная с 2010 года, ежегодно улучшал свои позиции. В 2019 году Узбекистан занял 153-е место из 180, набрав 25 баллов, в то время как в 2010 году занимал 172-е место с 16 баллами.

Согласно данным Барометра глобальной коррупции Transparency International за 2016 год, только 18% респондентов в Узбекистане сообщили, что они давали взятки, и только 23% респондентов включили коррупцию в число трех самых серьезных проблем в стране.

По опросам респондентов, наиболее коррумпированными являлись дорожная полиция (17% респондентов признали, что давали им взятки) и работники образования и медицины (16% респондентов). Отвечая на вопрос, что мешает респондентам сообщать о коррупции, 39% ответили, что не знают ответа на этот вопрос, а второй по распространенности ответ, набравший 17%, звучал так: «Из-за боязни негативных последствий».

Опрос предприятий Всемирного банка оценивал ситуацию, когда фирмам предлагали платить взятки по шести различным транзакциям, включая уплату налогов, получение разрешений или лицензий, а также подключение к коммунальным услугам. Согласно результатам этого исследования, ситуация в Узбекистане является более благоприятной, чем в среднем в мире и в регионе Европы и Центральной Азии. Например, в Узбекистане только 6% из всех опрошенных фирм заявляли, что в своей практике сталкивались с требованием выплаты взятки, в мире эта цифра равна 17%, в регионе Европы и ЦА — 11%.

Согласно результатам изучения общественного мнения центром «Ижтимоий фикр» было выявлено, что уровень коррупции и взяточничества в некоторых сферах остается на высоком уровне. Например, по мнению граждан, в 2018 году сфера здравоохранения и медицины являлась наиболее подверженной коррупции и взяточничеству — это отметили 43,7% из числа опрошенных. Следующими идут сфера образования (39,4%) и налоговая сфера (12,2%).

По результатам опроса «Борьба с коррупцией в зеркале общественного мнения», проведенного тем же центром, в 2018 году система здравоохранения, процесс найма, система высшего и государственного образования были определены как наиболее коррумпированные сферы в Узбекистане. Далее следуют суды, органы прокуратуры, МВД, налоговые органы и органы санитарно-эпидемиологического надзора и контроля.

В Узбекистане выявленные коррупционные правонарушения указывают на то, что наиболее коррумпированными сферами являются государственные предприятия и учреждения, органы внутренних дел и банки. Большинство из этих сфер совпадают с теми, что были определены населением в ходе опросов. Вместе с тем совершение должностными лицами коррупционных преступлений с 2013 по 2017 годы снизилось на 43%, а именно — за различные коррупционные преступления органами прокуратуры с 2015 по 2017 годы возбуждено 8 572 уголовных дела (2015 г. — 3 778, 2016 г. — 2 860, 2017 г. — 1 934) в отношении 14 171 лица (2015 г. — 6 853, 2016 г. — 4 524, 2017 г. — 2 794).

Сферы коррупционного риска в Узбекистане

Предоставление государственных услуг. В Узбекистане, как и в других развивающихся странах, государство не всегда может обеспечить все население необходимыми услугами, в том числе медицинскими и образовательными. В связи с этим между людьми существует конкуренция за ограниченные места в больницах, в лучших школах, институтах и т. д., что провоцирует коррупцию в этих заведениях.

Кроме медицинских и образовательных услуг, в Узбекистане по многим другим направлениям предоставления государственных услуг наблюдается их несоответствие имеющимся потребностям населения. В частности, это касается водо-, газоснабжения, отопления, системы ирригации, строительства асфальтовых дорог, мостов, парков и детских площадок. Это может свидетельствовать о том, что уровень коррупции в этих структурах больше, чем в других, так как государственные средства или могут быть использованы не по назначению, или же, ввиду ограниченности таких услуг, могут первыми обслуживаться те, кто дает взятки.

Регулирование экономической деятельности. Механизмы лицензирования и регулирования экономической деятельности предоставляют предприятиям возможность получить выгоду от преференциального режима со стороны чиновников. Как следствие, рента может делиться с правительственными чиновниками, которые в свою очередь получают платежи при выдаче лицензий на создание ренты или при защите торговли. На сегодняшний день в Узбекистане имеются 355 видов деятельности, для осуществления которых требуется соответствующая лицензия. Кроме того, 140 видов деятельности регулируются документами разрешительного характера, которые предоставляются различным и государственными органами.

При этом в Центре государственных услуг и на Едином портале интерактивных государственных услуг заявители могут подать заявку только на 23 лицензии и документа разрешительного характера. Чтобы получить остальные 475 лицензий и разрешений, они должны обратиться в соответствующие государственные организации, что влечет за собой дополнительные расходы, ресурсы и время. Согласно результатам исследования, проведенного экспертами «Буюк келажак», 30% опрошенных предпринимателей отметили, что регистрация лицензий и разрешений была одной из десяти ключевых проблем, с которыми они столкнулись.

Недостаточный контроль за использованием ресурсов в государственном секторе. На сегодняшний день общее количество предприятий с госдолей составляет 2 819 единиц, из них в 2 тыс. государство имеет долю больше 50%. Как правило, на государственных предприятиях существует не столь жесткий контроль за использованием сотрудниками ресурсов предприятия, как в частном секторе, что создает мотивы для коррупции и хищения. Самое большое количество госпредприятий имеется в коммунальной сфере, строительстве и обслуживании, социальной сфере, туризме, фармацевтике, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, что может говорить о высоком риске коррупции в этих сферах.

Большая часть отраслей экономики регулируется отдельными постановлениями правительства. Сохраняется высокая доля государственных инвестиций в общем объеме инвестиций. Государство регулирует цены в отношении 37 видов товаров и услуг. На четырех работников негосударственного сектора сегодня приходится один работник в государственном секторе. Следовательно, в условиях развивающихся стран сохранение за государством большой части контролирующих функций сопровождается высокими рисками роста коррумпированности. Статистика по количеству должностных лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные преступления, также свидетельствует о том, что 71% всех исков возбуждены против работников госучреждений и предприятий.

Как бороться с коррупцией?

Для устранения коррупции необходимо разработать стратегию, которая предполагает поэтапные меры, направленные прежде всего на сокращение излишнего государственного вмешательства в экономику, оптимизацию числа работников в госучреждениях, что в последующем приведет к росту оплаты труда в этих организациях. В последующем целесообразно предпринять эффективные меры по комплексному подходу к устранению коррупции по следующим направлениям:

  • отбор квалифицированных работников;
  • мотивация работников (зарплата);
  • наказание (репутация, штрафы);
  • мониторинг (аудит и возможность выявления);
  • технологии (e-правительство, общественный контроль).

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1094 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить