Что бизнес думает о господдержке — опрос ЦЭИР

Руководителей компаний спросили о влиянии пандемии на их бизнес и попросили оценить меры поддержки от государства. Вот что они ответили

ФОТО: Баходир Саидов / Forbes Uzbekistan

Несмотря на введенный пакет мер по поддержке бизнес-сообщества, компании продолжают испытывать значительное воздействие в связи с пандемией, сделали вывод аналитики Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР). Об этом сообщила информационная служба центра.

В исследовании, инициированном при поддержке ПРООН, ЦЭИР опросил 887 руководителей предприятий из 14 регионов в возрасте от 18 до 79 лет. Среди опрошенных преобладали (79%) мужчины, женщины составили лишь пятую часть (21%).

Кто пострадал больше всех

Наиболее пострадавшим оказался гостиничный бизнес и сфера питания — отрасли, которые массово приостановили с введением карантина. Перевести сотрудников на удаленный формат в этих сферах невозможно, так что здесь наблюдаются частые отправки в отпуск (особенно неоплачиваемый) и увольнения, сокращения зарплат и дополнительных выплат для оставшихся в штате работников. Около половины компаний данного сектора считают, что не готовы к продолжению карантина более двух–трех месяцев.

Наименее затронутым пандемией сектором оказалось сельское, лесное и рыбное хозяйство. Здесь в основном наблюдается продолжение работ, сохранение или даже увеличение заработной платы. Спрос на сельскохозяйственные товары сохранился на прежнем уровне, выручка, как правило, не была снижена. Среди указанных проблем встречаются лишь умеренные трудности доступа к рынкам сбыта.

Подавляющее большинство респондентов (78%) указали, что продолжили работу в условиях карантина. Больше всего компаний приостановили работу в Ташкенте (31%) и Каракалпакстане (31%).

Во всех отраслях доля предпринимателей, которые продолжили работу, составляет не ниже 65%, за исключением сферы услуг проживания и питания (30%).

Что было со спросом

Чаще всего респонденты отвечали, что спрос за последние 30 дней остался на прежнем уровне (35%), лишь 24% респондентов заявили о снижении спроса.

Самые высокие показатели касательно значительного уменьшения спроса были отмечены в Наманганской области (38%),  Каракалпакстане (35%), Ташкенте (41%). Сильнее всего спрос упал в секторе услуг проживания и питания (47%).

Как изменились поставки, расходы и цены

Больше половины респондентов (55%) не отметили изменений в политике относительно поставщиков. Однако 78% предприятий указали, что ищут новых поставщиков и уменьшили объемы закупок.

Чаще всего об отсутствии изменений говорили в сфере транспортировки и хранения — 68%. В сфере услуг проживания и питания 16% предприятий заявили о приостановке закупок.

67% предприятий ответили, что их расходы не изменились с введением карантина. Только 1% респондентов остановили работу и подали запросы на получение субсидий от государственных ведомств.

Отсутствие каких-либо изменений на вопрос о снижении расходов довольно часто выбирался представителями малого и среднего бизнеса из отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства (85%) и сферы информации и связи (80%). Для сферы услуг проживания и питания показатель составил лишь 48%. 

59% указали на отсутствие каких-либо изменений на вопрос об изменениях деятельности организации в работе с рынками сбыта после введения мер, связанных с коронавирусом. Однако 7–8% участников заявили о достижениях договоренностей с клиентами, о задержках в сроках поставок и о снижениях цен на продукты и услуги. 

Значительное количество представителей малого и среднего бизнеса (64%) не изменили планы касательно развития их бизнеса с момента начала пандемии. Только 5–6% предприятий начали освоение новых форм ведения бизнеса и ускорили разработки новых видов товаров и услуг.

Что бизнес думает о господдержке

К группе достаточно эффективных мер относятся значительное снижение (на 20–50%) процентных ставок по краткосрочным кредитам (до 1 года), платы за аренду государственных активов за требуемый период, социальных отчислений и налогов на трудовые доходы за требуемый период, НДС и акцизов за требуемый период. Также список дополняют субсидии и гранты на поддержку бизнеса и единовременные выплаты социальной помощи (по 5 млн. сумов) наемным работникам компаний.

Пакет сравнительно эффективных мер состоит из кредитных и налоговых каникул, продлений государственных гарантий (все — сроком на 1 год), защиты от импорта путем значительного повышения таможенных тарифов и налоговых каникул для наемных работников.

Согласно восприятию некоторых представителей, в секторе транспортировки и хранения для них кредитные и налоговые каникулы являются малоэффективными мерами.

Какая поддержка нужна компаниям

На вопрос о поддержке, которая более всего нужна организациям в настоящий момент, предприниматели чаще всего отмечали налоговые вычеты (42%) и снижение процентных ставок по кредитам (38%). Далее расположились варианты отсрочки налогов и сборов (24%), платежей по кредитам (19%). Лишь 6,5% предпринимателей заявили, что их компания не нуждается в поддержке.

Респонденты продемонстрировали очень высокий уровень позитивного настроя касательно вопроса об уверенности в дальнейшем развитии организаций.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
480 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить