Как частники приватизируют госимущество в разных странах

Об этом рассказывает Голиб Холжигитов, директор агентства по развитию государственно-частного партнерства

ФОТО: Manfred Schindler / Pixabay

В разных частях мира приватизация проходила с разным уровнем успеха. Например, масштабная приватизация в Китае была направлена на поддержку населением национальных предприятий за счет инвестирования в их деятельность. За 10 лет приватизации Китаю удалось сократить долю государственного участия в госпредприятиях с 80% до 30%. В 2015 доходы от приватизации в Китае составили более $130 млрд.

Крупномасштабные реформы в Южной Америке, нацеленные в основном на инфраструктурный сектор, позволили привлечь около 30% от мирового объема дохода от приватизации. Причина такой активности в приватизационных процессах заключалась в эффективной подготовке предприятий, создании ответственных органов государственного регулирования, открытых методах реализации.

Приватизация в Африке проходила гораздо менее заметно. Африканские страны приватизировали около 40% госпредприятий. В основном это были мелкие и средние компании промышленной, производственной сфер и сферы услуг.
В большинстве программ было выделено пять отраслей: пищевая промышленность, алкогольные напитки, текстиль, цемент, а также производство металлических изделий. На эти отрасли приходилось 60% общей выручки от приватизации.

В Индии наблюдалась похожая ситуация, когда приватизация ограничивалась правительством путем продажи малых долей в госпредприятиях и характеризовалась политической неопределенностью.
 

В Северной Америке, в частности в США, приватизация водоснабжения, здравоохранения, транспортных узлов, тюрем, интернета, телевидения, банковского дела и образования не дала какого-либо ощутимого результата. Приватизация таких прибыльных и стратегических сфер стала неинтересна ни государству, ни инвестору. Вариантами инвестирования в данные сферы в итоге стали такие механизмы как концессия, ГЧП, аренда, доверительное управление.

Приватизационные процессы в Турции носили неоднозначный характер. Была разработана программа приватизации государственной собственности, которая включала монополии и госкомпании, имеющие стратегическое значение на рынке. Однако по данной программе удалось реализовать активы только 8% от общего числа компаний. Основные доходы от продажи принадлежали самым крупным предприятиям, затем шли дочерние компании. В результате доходы от приватизации оказались значительно ниже ожидаемых. Положительным итогом программы стало развитие рынка ценных бумаг и создание реальных условий для внутренних и иностранных инвесторов.

В европейских странах приватизация принимала разные формы. Для Великобритании были характерны медленные темпы. В среднем ежегодно приватизировалось по два–три предприятия. При этом необходимость приватизации в Великобритании объяснялась низкими производительностью труда и рентабельностью, а также высокой капиталоемкостью. Основной формой приватизации была выбрана продажа государственных предприятий. Приватизацию в Великобритании можно разделить на три этапа. Первый этап (1979–1984) характеризовался продажей предприятий из конкретных отраслей. Целью второго этапа (1984–1987) являлось расширение круга владельцев акций в целом при сохранении монопольных структур.Третий этап, длящийся по настоящее время, характеризуется активной распродажей отраслей коммунального хозяйства.

Во Франции приватизация приобрела характер долговременного стратегического курса. Особенностью французской приватизации являлось ее внутреннее противоречие. Обычно приватизация не означает полного ухода государства из экономики, но она формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При этом при проведении приватизации французское правительство старалось сохранить в своих руках и усилить рычаги контроля и управления экономическими процессами, чтобы воспрепятствовать расхищению государственной собственности. Поэтому все мероприятия в рамках приватизации долго и скрупулезно готовились, просчитывались. В послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частное управление предприятий.

Что касается стран СНГ, то опыт проведения приватизации в них заметно разнится. В Грузии приватизация осуществлялась в два этапа. На первом этапе перечень приватизируемых предприятий состоял из малых и средних компаний. Стратегические предприятия пока оставались государственными. Однако первый этап ожидаемого результата не дал, так как инвесторы изначально были нацелены на большие компании. В этой связи второй этап включал в себя продажу активов больших госкомпаний посредством открытых и закрытых аукционов. В данном случае результат превзошел все ожидания и экономике Грузии был дан заметный импульс. Приватизация крупных предприятий приносила в бюджет от 10% до 13% ежегодно.

В Казахстане приватизация носила инициативный характер. Уполномоченные государственные органы принимали решение о приватизации только после заявки коллектива предприятия. Значимым шагом стало создание единой системы управления и приватизации государственной собственности. После внедрения этой системы было приватизировано более 70% государственных агропромышленных предприятий. Одной из особенностей опыта Казахстана стал переход к секторальным программам приватизации и реструктуризации. Спустя семь лет после принятия закона о приватизации было приватизировано 51,8% от общего числа созданных акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

Приватизация в России также состояла из двух этапов. Первый этап (1992–1994) характеризовался высокими темпами приватизации. Так, только в 1994 году было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания. Второй этап начался в 1995 году. Основой второго этапа являлся переход от безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по рыночным ценам. В результате этого в России был сформирован негосударственный сектор экономики, а также рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики.

Говоря о международном опыте, важно понимать, что у каждой приватизации могут быть свои цели и способы, однако фундаментальные принципы данного процесса неизменны. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформировала их следующим образом:

  1. Осведомленность и компетентность государственных органов. Перед началом процесса приватизации ответственные работники и должностные лица должны сформировать ясное понимание целей, задач, а также ожидаемых от реализации государственных активов результатов. При этом государство должно вести открытую и прозрачную политику приватизации и информировать об этом общественность. Важным элементом в данном процессе является наличие сильной антикоррупционной системы.
  2. Подготовка к продаже. Для обеспечения готовности к реализации может потребоваться реструктуризация компании или даже всей отрасли. При этом метод продажи будет зависеть от самого актива, рыночных условий, зрелости экономики и задач, определенных в начале процесса.
  3. Организация процесса приватизации. При проведении приватизации необходимо содействие грамотного консультанта, который должен выбираться исходя из его опыта и профессионализма. При выборе покупателя государственных активов необходимо проводить предварительную квалификацию для оценки (конфиденциально) заявок и соблюдения требований законодательства. Другим важным фактором успеха продажи является грамотная оценка реализуемых активов.
  4. Постприватизационный период. Данная стадия включает в себя завершение продажи, обработку поступлений и установление метода управления в случае, если государство все-таки остается акционером. На данном этапе становятся важны гарантии обеспечения защиты акционеров.

Таким образом, приватизация является не только методом инвестирования и развития крупных предприятий, но и элементом роста частного бизнеса, частной собственности. Исходя из целей и задач государства для привлечения инвестиций в разные секторы экономики также могут применяться долгосрочная аренда, государственно-частное партнерство и иные виды концессии.  

Голиб Холжигитов, директор агентства по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1000 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить