Экономика красоты. Как пандемия повлияла на продажи в бьюти-сегменте в Узбекистане

Как изменилось потребительское поведение на карантине, Forbes.uz рассказали представители косметического ретейла

ФОТО: BaLL LunLa / Shutterstock

Forbes.uz побеседовал с представителями косметического ретейла — товары этого сектора не являются первой необходимостью, к тому же в периоды ужесточения карантина физические непродовольственные магазины приостановили работу. Как это сказалось на бизнесе и какие изменения наблюдаются в потребительских привычках?

«Люди вынуждены ухаживать за собой дома»

Средний чек при онлайн-покупках в четыре раза больше, чем в физическом магазине — 400 тыс. сумов против 100 тыс., рассказала основательница BeautyBox Рагида Нурмухаметова:

Рагида Нурмухаметова
ФОТО: из личного архива
Рагида Нурмухаметова

— Рост связан с тем, что закрыты салоны красоты, и многим приходится ухаживать за собой дома

По ее мнению, онлайн покупают больше не только из-за карантина — это связано и с удобством покупок, и с осознанностью выбора:

— В офлайн-магазине большой ассортимент, хочется взять первый попавшийся продукт и уйти.

Компания с момента основания продавала онлайн, так что с введением карантина не пришлось кардинально что-то менять. Для Beauty Box, наоборот, открытие физического магазина в свое время стало экспериментом.

— Во время карантина у нас наплыв новых поставщиков, а вместе с ним и большое количество новинок. Работаем практически без выходных, заполнение сайта контентом и учет продукции отнимает много времени, — поделилась предпринимательница.

Мировая тенденция сейчас — снижение продаж декоративной косметики, и это связано не только с карантином, считает Нурмухаметова:

— Люди стали больше ухаживать за собой, стремиться к естественной красоте, а не маскировать несовершенства внешности.

Также она отметила, что потребители покупают больше уходовых средств. Спикер настроена оптимистично касательно будущего бьюти-рынка страны:

— Рынок Узбекистана развивается, появляются проверенные зарубежные бренды, которые ввезены официально. Покупатели начинают ценить магазины с такими товарами и перестают ходить на рынок за подделками, это радует.   

Елена Хегай
ФОТО: из личного архива
Елена Хегай

«Офлайн-продажи уменьшились на 50%»

Рост онлайн-продаж заметила из-за закрытияи Елена Хегай, основательница магазина Beautyholic при том, что компания начала переходить в онлайн только в мае:

— Мы еще не до конца перешли в онлайн, но этот сегмент уже составляет 75% продаж. Здесь основная сложность в том, что много времени уходит на поиск адекватных курьеров, которые не грубят клиентам.

Офлайн-продажи при этом уменьшились на 50%. 

— В целом объемы продаж немного изменились, онлайн-продажи выросли за счет закрытия рынков, — рассуждает предпринимательница.

Также она отметила спад интереса к декоративной косметике. Несмотря на рост онлайн-продаж, предпринимательница ожидает спада продаж из-за снижения доходов населения.

Закрыли точки в торговых центрах и за одну ночь собрали сайт

В сети косметических магазинов Bellstore больше десятка точек и половина из них — в торговых центрах. На них приходилась основная доля продаж, и именно их закрыли из-за карантина, рассказал Сардор Давлетьяров, основатель Bellstore, TheGlamBar и студии L’Orea. Сейчас работают шесть офлайн-магазинов:

Сардор Давлетьяров
ФОТО: из личного архива
Сардор Давлетьяров

— Чувствуем некий спад в продажах из-за закрытия дорог, ограниченного графика движения в городе и жары. Люди не чувствуют себя защищенными в плане финансов и здоровья, поэтому экономят на всем и стараются не выходить лишний раз из дома. Это сказывается на работе — наша сеть работает с лояльными клиентами и обычными посетителями, которые приходят за новинками, а сейчас этого потока почти нет. Мы стараемся донести информацию о наших продуктах через интернет-магазин и социальные сети.

Во время первого карантина компания быстро перестроилась на работу в онлайн:

— Мы за одну ночь собрали сайт на платформе Wix. На старте он не был идеальным и удобным, дорабатывали ежедневно. Тогда же у сотрудников обозначились новые роли и задачи, кто-то отвечал за доставку или наполнение сайта контентом.

Также компания использует Telegram-бот и социальные сети. Пока на онлайн-продажи приходится 10% всего оборота (около 20 онлайн-заказов в день). Средний чек — 200 тыс. сумов. 

— Люди стали покупать меньше декоративной косметики, это факт — нет нужды часто выходить на улицу, наносить макияж, — прокомментировал предприниматель изменения потребительских привычек. — При этом карантин не изменил привычек наших постоянных клиентов, они стали приобретать продукцию в интернет-магазине.

Давлетьяров надеется, что государство обратит внимание на проблемы косметического сектора страны:

— Хотелось бы изменения пошлин и акцизов. Также было бы хорошо отменить повторное получение медицинского заключения — сейчас это необходимо, несмотря на их наличие у производителя (европейские сертификаты у нас не котируются). Если введут послабления и пересмотрят процесс получения сертификатов, ассортимент косметической продукции на рынке сильно вырастет.

«Бросили все силы на развитие интернет-магазина»

Динара Арсланова
ФОТО: из личного архива
Динара Арсланова

Онлайн-версию своего магазина Avocado Organic House основательница Динара Арсланова запустила в аккурат перед карантином — в феврале. Сайт позиционируется как первый онлайн-экомаркет в Узбекистане, там представлена не только косметика, но и продукты здорового питания — более трех тысяч наименований.

— Запуск был в планах еще два года назад — успешный опыт предпринимателей России и Казахстана показывает, что практически все экопродукты продают через онлайн-площадки, — рассказала предпринимательница. — Когда в марте объявили карантин, онлайн-заказы стали только расти, и в апреле мы приняли решение закрыть магазин в ТРЦ Samarqand Darvoza и бросить все силы на развитие интернет-магазина. 

Были проблемы с доставкой — курьерских служб в столице оказалось не так много, плюс на первом этапе возникли сложности с получением стикеров. Тем не менее компания обслуживала от 50 до 70 заказов в день — столько же, сколько до карантина.

Во время первого карантина в компании заметили небольшой спад интереса к косметике и возросший интерес к продуктам питания. При этом средний чек вырос на 85%

— Сейчас мы регистрируем равный спрос на косметику и продукты питания, — сообщила Арсланова.

Рынки бьюти-индустрии в Узбекистане будут развиваться в сторону натуральной косметики, считает она — всё больше людей задумываются о здоровье:

— Многие принимают биологически активные добавки (БАД), занимаются спортом, используют полезные и натуральные продукты. Мы верим, что в нашей стране, как и в странах Европы, будет большой выбор брендов натуральной и органической косметики.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1328 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить