«Каждый выживает в одиночку». Как карантин повлиял на издательский бизнес

Высокие налоги, несовершенное законодательство и маленький рынок тормозят развитие книжной индустрии в Узбекистане

ФОТО: Carmela Asistio / Unsplash

Из-за коронавируса российские издатели потеряли 6,8 млрд рублей и до конца года по оптимистичному прогнозу потеряют не меньше 15 млрд рублей. Основные проблемы  — закрытие книжных магазинов и отсутствие поддержки со стороны государства, сообщает российский Forbes.

— Главная проблема всех издателей — понять, как выживать в условиях волны неплатежей и отказа от исполнения обязательств, — комментирует ситуацию гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин— Степень жесткости реакции определяется долей онлайн-продаж, наличием кредитов и прогнозами на будущее. Общий взгляд такой, что даже после разморозки офлайн-торговли покупатели вернутся в магазины далеко не сразу. В результате многие торговые точки станут нерентабельными. Все готовятся к экстремальным испытаниям как минимум до осени.

Forbes.uz побеседовал с руководителями частных издательств о ситуации, которая сейчас сложилась на рынке Узбекистана. В беседе с изданием они отметили такие проблемы, как отсутствие льгот по выплатам НДС, несовершенное законодательство, которое бы регулировало оборот цифровых книг, и закрытие книжных магазинов.

«Издательский бизнес пока не прибылен»

После нескольких лет стагнации издательский и книжный рынок Узбекистана в последние 3–4 года перешел к развитию, отметил директор издательского дома «Академнашр» Санжар Назаров:

Санжар Назаров
ФОТО: из личного архива
Санжар Назаров

Поддержка, оказанная правительством, не осталась незамеченной. Увеличилось количество наименований и тираж книг, число книжных магазинов, но ситуация далека от идеальной. До начала пандемии нас беспокоила отмена льгот по НДС при публикации, печати и продаже книг, которые в итоге отменили 1 апреля.

В результате цены на книги увеличились на 1114%, и если учитывать платежеспособность населения Узбекистана, то это может привести к опасному будущему для отрасли, сказал Назаров.

— У нас очень дешевые книги. Если сравнить, например, с Турцией, наши услуги печати стоят на 50100% дороже, а цена книги дешевле минимум в 3–4 раза. Столь ощутимая разница в цене — низкие зарплаты творческого коллектива, гонорары авторов и прибыли издателя. То есть импортные материалы, необходимые для производства книг, дорогие из-за высоких пошлин и налогов, а творческий труд и рабочая сила дешевые. Чтобы понять, что означает повышение цен на книги на 15%, достаточно знать, что издательства в Узбекистане, как мне известно, работают с маржой 1015%.

В период карантина продажи книг полностью остановились.

— Как на зло, конец карантина совпал с началом мертвого сезона для книжного рынка, — поделился проблемами Санжар Назаров. — Есть поговорка, что знание замерзает летом, но также замирают чтение и продажи книг. Во время карантина мы продолжали работать над книгами удаленно и выплачивали сотрудникам зарплаты. Сегодня мои мысли сосредоточены не на прибыли и развитии издательства, а на его сохранении.

По словам предпринимателя, издательская деятельность в Узбекистане не является прибыльной отраслью.

— Если вы не патриотичный и не прогрессивный человек, вы не сможете долго оставаться на этом рынке. Но если вы правильно организовали свою работу, поставили цели, то точно не будете бедствовать. Это становится очевидным, когда вы встречаетесь с иностранными коллегами на разных международных конференциях. Глядя на них, я уверен, что издательское дело может приносить большую прибыль.

В последнее время на рынке стали популярны бизнес-литература, книги по мотивации, а также переводы зарубежных художественных произведений. Отечественная художественная и религиозная литература тоже пользуется популярностью у читателей.

— Не буду перечислять всех по имени, потому что известный автор не всегда хороший. И хотя я издатель, все еще не могу принять книгу как простой товар и не соглашусь издавать ее только из-за прибыли.

Есть авторы, которые пишут в разных жанрах и направлениях, отметил Санжар Назаров.

— Так, Союз писателей Узбекистана за свой счет ежегодно публикует 1520 молодых авторов тиражом 20 тысяч экземпляров. Издатели также включились в борьбу за ними, но сказывается отсутствие литературных агентств.

Проблема в поиске потенциальных авторов, а не в том, что уже состоявшиеся писатели останутся без внимания.

— В«Академнашре» мы стремимся публиковать научно-популярную, детскую развивающую литературу и испытываем нехватку авторов в этом плане. Поэтому стараемся наладить сотрудничество с зарубежными издателями для достижения нашей цели.

Большая проблема заключается еще и в том, что жители Узбекистана не могут заплатить за книгу ту цену, которую она заслуживает, сообщил Санжар Назаров. Как только эта ситуация будет устранена и издательская деятельность станет прибыльным бизнесом, законы рынка позволят многое изменить.

— Пока ситуация с экономической точки зрения будет нездоровой, книжный бизнес должен находиться под защитой государства.

«Помощи от государства как таковой нет»

— В начале 2020 года нас, издателей, обложили налогами со всех сторон: 15% НДС — на издательский бизнес и торговлю книгами, 15% — подоходный налог, 20% — налог на авторский гонорар, подоходный налог редакторов, научных консультантов, дизайнеров, верстальщиков — 20%, — описала текущую ситуацию директор Asian Book House Виктория Чугай. — Закон вступил в силу с 1 апреля, когда мир уже трясло от пандемии, и он стал приговором для всей отрасли.

Виктория Чугай
ФОТО: из личного архива
Виктория Чугай

Предпринимательница посетовала, что не может привести статистические данные о продажах книг за эти несколько месяцев:

— Их просто не публикуют и неизвестно какой госорган занимается контролем книгопечатной отрасли в Узбекистане. Наш книжный рынок отставал на десятки лет от всего мира, а теперь откатится на 57 лет назад. Помощи от государства как таковой нет, пока что одни обещания. Единственное — мы не платим сейчас налоги из-за полугодовой отсрочки, но их в любом случае придется заплатить позже.

По ее мнению, трагедия в том, что издательства не попали в список пострадавших отраслей.

— Кризис должен был ускорить процессы, которые зрели в нашей стране: переход торговли в онлайн, новые формы распространения (аудио- и электронные книги), распад старой книжной цепочки, который включал в себя  тираж, выбор магазина, — сказала Виктория Чугай. — Узбекистан совершенно не готов к продаже электронных книг, в нашем законодательстве нет такого понятия — и это на фоне пандемии, когда весь мир переходит в диджитал!

По словам издателя, в стране нет закона об управлении и защите цифровых прав.

— Мы боимся выставлять электронные книги, которые на следующий день будут лежать на всех пиратских ресурсах, нет уверенности в том, что через три-четыре месяца бумажная копия будет востребована. Несмотря на стремительный рост электронных продаж, они составляют незначительный процент в общем обороте издательства.

Прогноз, по ее мнению, неутешителен: уменьшится количество издаваемых книг, а цены на продукцию будут расти. Из-за снизившихся доходов населения книги будут покупать еще меньше, чем до кризиса.

— К сожалению, наша отрасль очень разобщенная, каждый выживает в одиночку. Одним из негативных проявлений кризиса будут неплатежи, а многие дистрибьюторы не будут платить даже за проданные книги. Крупные игроки будут выкручивать руки, предлагая схемы платежей, удобные только им, но не издателям, — подытожила Виктория Чугай. — Из-за задержек и сокращения платежей пострадают типографии и все участники издательского процесса. Большинство небольших компаний и книжных магазинов не имеют финансовых подушек, и в будущем издательский рынок будет сужаться. Судя по всему, поддержки со стороны государства издателям ждать не приходится, ее получат только крупные и богатые, а нам, независимым издателям и магазинам, придется выкручиваться в одиночку.

«Читатели не привыкли покупать электронные книги»

Фируз Аллаев
ФОТО: из личного архива
Фируз Аллаев

— Одна из главных проблем отрасли — отсутствие спроса на книги как до, так и во время пандемии. Большинство людей их не читает и не покупает, — посетовал основатель и руководитель интернет-магазина Asaxiy.uz и проекта Asaxiy Books Фируз Аллаев. — Незаконное распространение книг в интернете и в Telegram — это серьезный вызов для узбекистанских издателей. С началом вспышки коронавируса все книжные магазины закрылись, что поставило под удар издательства и типографии.

Но несмотря на закрытие магазинов, это подстегнуло продажи книг в интернете.

— Онлайн-продажи увеличились, — сказал предприниматель. — Карантин стал серьезной проблемой для книжной индустрии и неизвестно когда рынок вернется на прежний уровень.

Работа издательства в Узбекистане может окупиться, считает Аллаев, несмотря на слабую культуру чтения.

— Нужно тратить больше денег на маркетинг, необходимо научить людей читать книги. По мере увеличения числа читателей будет расти и книжный рынок.

По словам предпринимателя, сегодня хорошо продаются бестселлеры мировой и детской литературы, книги по бизнесу и психологии. Современная узбекистанская литература также имеет своих поклонников: детектив, мелодрама, литература, которая поднимает семейные и бытовые вопросы, и среди них есть ряд авторов с большой аудиторией.

— Большинство узбекистанцев еще не привыкли покупать электронные книги, считая что они должны быть бесплатными, и здесь вина Telegram-каналов, которые незаконно их распространяют, — прокомментировал ситуацию Аллаев. — Мы создали мобильное приложение Asaxiy Books для продажи книг в цифре, и число пользователей на сегодня составляет 40 тысяч. Однако рынок цифровых книг в Узбекистане все еще нуждается в развитии.

«Бумажная книга не утратит свои позиции»

Несмотря на развитие рынка электронных книг, Санжар Назаров настроен оптимистично и считает, что бумажные издания не потеряют актуальности и сегодня.

— Классическая книга никуда не уйдет и даже в цифровую эру не утратит свои позиции. Мои коллеги, которые занимаются продажами электронных книг, отметили, что некоторые читатели, прочитав цифровую версию, все же покупают и бумажную. Независимо от возраста, многие не могут читать электронные версии. А книга в классическом понимании — не только носитель информации, знаний, но и источник эстетики и удовольствия. Правильно подобранная обложка, бумага, шрифт и цвет превратят книгу в произведение искусства, — отметил предприниматель. — Но если вы считаете это грезами библиофила, то имеете полное право.

Рынок электронных и аудиокниг значительно вырос в последнее время, пандемия также оказала свое положительное влияние, но публикация электронных книг не регулируется законодательством, что остается серьезной проблемой.

На протяжении многих лет не было возможности ограничить публикацию поддельных копий выпущенных книг, это распространено и сегодня, прокомментировал ситуацию Санжар Назаров:

— Нужно сформировать хаб, где издатели будут находить хороших авторов, а те в свою очередь достойных издателей. Это важно для развития отрасли и доказано мировым опытом. Главное, что правительство, сограждане и особенно родители должны понимать, что без книг и чтения нет прогресса. Это отправная точка для развития издательского бизнеса.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1235 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить