Ботир Арифджанов: Все знают меня по историям успеха, но у меня есть огромное количество неудач

Основатель LeBazar и руководитель Khan Academy Uzbek рассказал о главном уроке жизни и о том, как карантин влияет на работу

ФОТО: из личного архива

Ботир Арифджанов, основатель LeBazar и руководитель Khan Academy Uzbek, стал участником онлайн-встречи с генеральным директором BI Innovations Амирханом Омаровым (Казахстан).

Forbes.uz приводит интересные тезисы онлайн-встречи.


1. Понял, что не надо бояться

Мне сильно помогает то, что я не сдаюсь. Когда мне говорят, что задачу нельзя выполнить, это раздражает. Если нужно добраться из точки А в точку В, и в конце пути меня ждет награда, то я уверен в том, что есть метод, который поможет мне достичь пункта назначения.

Все знают меня по историям успеха, но также у меня есть огромное количество неудач. Самое главное — найти в себе силы, чтобы не сдаваться.

Помню, как готовился к поступлению в университет — тогда вопросы для экзамена печатались в газете, она продавалась с огромной наценкой, и все равно никто не мог ее найти. У меня был один номер, а нужно было 25 выпусков. Я узнал адрес редакции и, придя туда, попросил встречи с главным редактором, на ней изъявил желание получить эти газеты. Главред рассмеялся, но дал мне все номера бесплатно, и тогда я усвоил для себя главный урок всей жизни: не надо бояться.


2. В Центральной Азии сильный умственный потенциал

В мире большое количество новых вещей, которые можно взять и использовать. Мы должны сконцентрироваться на том, чтобы сделать Центрально-Азиатский регион привлекательным рынком. Если хотим чего-то добиться, то должны объединиться.

Когда я был в Кремниевой долине в школе программирования 42 school, то смог пообщаться с ее основателями. Они сказали, что у них есть slavic corner, в котором работают выходцы из стран бывшего СССР, и они славятся тем, что не сдаются. Эта наша особенность — мы трудоголики, и у нас очень сильный умственный потенциал, неспроста у нас были Аль-Фараби, Аль-Хорезми и другие деятели науки.

Мы должны правильно воспользоваться этими инструментами, чтобы для начала выпустить на рынок хороших специалистов. Не думаю, что наше поколение это застанет, но если сегодня мы заложим правильный фундамент для появления таких ребят в будущем, то потомки будут нам благодарны.


3. Карантин изменил наши планы по развитию

Карантин сдвинул многие наши планы. На сегодня LeBazar должен был работать уже в нескольких регионах Узбекистана, но ограничения по передвижению, логистике не дают нам возможности пойти в регионы. Также у нас были большие планы по увеличению товарных позиций — их мы тоже отложили, но скоро кое-что анонсируем. Насколько это будет грандиозно, зависит от длительности карантина и развития экономики в целом.

Когда мы говорим о бизнесе, то должны просчитать каждый шаг. Разбрасывание маркетинговых ресурсов, когда людям нет дела до этого — достаточно рискованно, можно потерять много денег. Мы скрупулезно наблюдаем за рынком и оцениваем ситуацию. Надеюсь, что до конца года минимальное количество планов осуществится.


4. Во время карантина появилось несколько игроков

Во время пандемии появилось еще несколько игроков, которые увидели, что есть потребность в таких услугах. Сегодня мы физически не можем охватить всех наших пользователей. Если сейчас зайти в LeBazar и попытаться сделать заказ, то ближайшая доставка будет через пять дней. Сказывается ограниченное число водителей, которые имеют разрешение на передвижение городу, и объемы ресурсов.

Некоторые из новых игроков появились во время первого карантина, после его снятия они исчезли. Несколько из них попытались что-то сделать, но ушли на втором карантине. Появились Telegram-каналы — там люди что-то пытаются сделать, но я не увидел у них структурированного и серьезного подхода.


5. На компании большая клиентская база

Наша идея заключалась в том, чтобы сделать из LeBazar полноценный маркетплейс, который продает все и вся. Опыт крупных компаний — они сначала находят пределенную нишу, создают большую линейку, но, помимо этого, развивают интенсивное взаимоотношение со своей клиентской базой, и на этой основе достраивают необходимое.

Мы — азиатская страна, у нас любят поесть. Мы подумали, что если запустим grocery, то взаимодействие с нашими клиентами будет как минимум несколько раз в месяц, и мы не прогадали. На сегодня у нас достаточно большая клиентская база.

У нас накапливается огромный массив информации: как клиент ведет себя, на что тратит деньги, другие данные. Потом все данные в правильно оцифрованном виде могут быть использованы для наращивания всей линейки и добавления товарных позиций.


 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
391 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить