Как изменится жизнь узбекистанских мигрантов за рубежом

Политэкономист Бахром Раджабов поделился своим мнением о принимаемых властями мерах в отношении трудовых мигрантов

ФОТО: Oleg Elkov / Shutterstock

Как ранее писал Forbes.uz, 17 августа состоялось видеоселекторное совещание под председательством президента Узбекистана, на котором обсуждалось создание достойных условий для трудящихся за рубежом граждан и системная работа с ними.

В ходе совещания была отмечена важность расширения взаимодействия с крупными работодателями, для чтобы трудовые мигранты могли трудиться в достойных условиях за рубежом. В связи с этим необходимо внедрение новой системы обучения и помощи гражданам Узбекистана, которые работают за границей.

Для поддержки предпринимательских инициатив граждан, вернувшихся из-за рубежа, будет создана система адресной работы и финансовой поддержки. Также будут выделяться кредитные ресурсы для открытия бизнеса с частичной компенсацией стоимости страхового полиса по кредитному обеспечению. До конца года из Фонда содействия занятости на эти цели будет направлено 25 млрд сумов, на кредиты — 100 млрд сумов.

Forbes.uz побеседовал с Бахромом Раджабовым, политэкономистом, адъюнкт-профессором Университета Вебстера о том, как эти меры скажутся на трудовых мигрантах Узбекистана.

У Москвы другое видение

Сам факт того, что государство признает трудовую миграцию, — шаг вперед, считает спикер.

— До этого мы наблюдали изменения нарратива со стороны государства, в частности, первого лица страны. И на самом деле это справедливо, если посчитать денежный вклад трудовых мигрантов в экономику Узбекистана, то он довольно большой и обгоняет некоторые крупные узбекистанские предприятия.

Бахром Раджабов
ФОТО: из личного архива
Бахром Раджабов

Он добавил, что, несмотря на расширение списка стран, где трудовые мигранты могут официально вести свою деятельность, основными направлениями остаются Россия и Казахстан.

— Конечно, есть люди, которые работают в Турции и Японии, но это небольшая часть тех мигрантов, находящихся за рубежом. Предполагаю, что будет увеличение количества стран в этом списке. Но это зависит от того, как государство будет сопровождать наших трудовых мигрантов и от точности данных по их количеству, — отметил политолог.

В то же время эксперт обратил внимание на риск экономического давления со стороны России.

— Узбекистан пытается заключить двусторонние соглашения с Россией и поддержать наших сограждан, но у лиц [в России], которые принимают решения, эти шаги не находят отклика. Их позиция — присоединение к ЕАЭС, и тогда, по их мнению, вопросы по трудовым мигрантам будут решены.

Эксперт добавил, что Россия может использовать изучение русского языка, ностальгию по СССР и концепцию «русского мира» как элемент «мягкой силы».

— Эта ревизионистская политика сказывается на мигрантах, и мы видим примеры, когда Москва использует не только «мягкую силу», но и силовые методы.

Необходим омбудсмен по мигрантам

Следует изучить влияние мер по поддержке сограждан, которые работают за рубежом, так как говорить о позитивном или негативном отклике пока рано. Бахром Раджабов добавил, что на бумаге эти меры могут иметь благоприятное воздействие на трудовых мигрантов, но «дьявол кроется в деталях»:

—  Нужно смотреть на организацию работы на местах. Важно акцентировать внимание на трудовых условиях наших граждан, которые работают за границей, и также синхронизировать трудовое законодательство Узбекистана и принимающей стороны.

В качестве примера он привел Японию, где разрешили малым предприятиям принимать на работу трудовых мигрантов, что местами привело к их эксплуатации. Также спикер отметил, что случай с рукоприкладством в отношении гражданина Узбекистана в Южной Корее и проблемы с возвращением трудовых мигрантов из России показал, что защита людей — задача государства.

— У меня всегда один вопрос: как это будет происходить? Если будет налажен эффективный и, главное, прозрачный механизм — мы увидим положительный эффект, в противном случае ничего не получим, и наши мигранты все также будут находиться в плачевных условиях, без защиты их прав.

Отсутствие положительного эффекта от этих мер повлечет за собой коррупцию как в принимающей стране, так и со стороны мигрантов, которую будет сложно отследить и доказать.

— В таких случаях трудовой мигрант и страна-реципиент будут заинтересованы в серых схемах, и распутать их для того, чтобы защитить человека, будет очень сложно.

Чтобы избежать подобных ситуаций, Бахром Раджабов рекомендовал ввод «омбудсмена для мигрантов», когда человек на анонимной основе может обратиться за помощью, при этом не опасаясь негативных последствий.

— Почему многие мигранты воздерживаются от обращений в официальные органы — опасение быть депортированными из страны нахождения, а на родине — возможность стать невыездными.

Помимо коррупционной составляющей, он выделил и другие проблемы — «социальное сиротство» и перемещение трудовой силы внутри семьи.

— Хуже всего, что прерывается цепь социальных выплат и становится трудно посчитать социальное обеспечение в будущем. Это может вызвать недовольство у тех, кто остался в стране и платил налоги.

Эксперт выразил надежду, что приравнивание трудовых мигрантов к самозанятым за счет труда за рубежом и возможность ввода уплаты налогов позволит снять некоторые вопросы.

Кредитование мигрантов — хороший шаг, но есть нюансы

То, что мигранты могут начать собственное дело благодаря кредитам, — хороший шаг, но необходимо учитывать и внешние факторы.

— Предприниматели или те, кто хочет заниматься бизнесом, готовы выплачивать проценты и даже немного переплачивать за них, но проблема в отсутствии инфраструктуры, которая позволяла бы вести бизнес, — подчеркнул он.

Системная проблема здесь — улучшение бизнес-климата. Необходимо наладить работу независимых судов для защиты прав предпринимателей.

— Открыть бизнес не так уж сложно, но у нас проблемы с защитой частной собственности, — уверен Раджабов.

Несмотря на это, подобная практика может положительно сказаться на экономике страны.

— Этим нужно заниматься, но у нас проблема шире, и это не решается простой выдачей льготных кредитов. Каждого предпринимателем не сделаешь, только 3% могут открыть свой бизнес и трудоустроить других. Нужно решать главные системные проблемы в экономике, которые помогут привлечь инвесторов.

В Узбекистане избыток трудовых ресурсов

На текущем этапе Узбекистану не грозит судьба стран Балтии, когда молодое трудоспособное население покидало страну для заработка, полагает собеседник.

— Это не несет угрозы для нас: по официальным данным, на рынке труда не могут найти работу 200 тыс. человек — это излишек трудовых ресурсов. Эти люди где-то должны работать. Другие страны тоже столкнулись с этой проблемой, например, Китай, Филиппины, граждане которых работают в Японии. 

По мнению эксперта, государство сейчас озабочено созданием нормальных условий для трудовых мигрантов. Он обратил внимание на недостаточную квалификацию трудовых ресурсов.

— Наши трудовые ресурсы довольно дешевы, и ни к чему хорошему не приведет, если мы будем отмечать это как конкурентное преимущество. Хорошо, что людей хотят подготовить, чтобы они владели языком и могли отстаивать свои права, но не думаю, что это вызовет резкий отток квалифицированного населения из страны. 

По данным ИА «Интерфакс», около 2,5 млн граждан Узбекистана трудятся за рубежом, из них 2 млн в России. Из-за карантина около 500 тыс. граждан не смогли выехать на заработки, отметила в конце июля Марьям Абдукаримова, заместитель начальника управления Министерства по поддержке махалли и семьи.

Как ранее писал Forbes.uz, объем поступивших денежных переводов в Узбекистан с января по июль составил $3 млрд, снизившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на $217 млн, или 7%.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
420 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить