ВБ: Как с помощью фруктов ускорить экономический рост Узбекистана и других стран ЦА

Почему экспортеры не могут воспользоваться существующими возможностями и теряют до 30% в цене, объяснили эксперты Всемирного банка

ФОТО: Баходир Саидов / Forbes Uzbekistan

Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан реализуют свой потенциал экспорта вишни, абрикосов и сливы — свежих фруктов, по которым они имеют конкурентное преимущество — не более чем на треть, пишут экономисты Всемирного банка в области сельского хозяйства Екатерина Шредер и Сергий Зоря

Существуют огромные возможности для наращивания экспорта фруктов из Центральной Азии, что позволит ускорить темпы экономического роста, создать рабочие места (производство плодово-ягодной продукции требует в два раза больше рабочих рук, чем выращивание зерновых культур) и обеспечить условия для получения дохода в сельских районах. Всё это было бы весьма кстати с учетом снижения темпов роста ВВП в регионе.

Экспорт в Китай: обширный рынок, множество препятствий

Выход на китайские рынки сулит экспортерам фруктов из Центральной Азии возможность нарастить свой потенциал.  С повышением уровня доходов и образования жителей этой страны их пищевые предпочтения меняются в сторону роста потребления белковой пищи, фруктов и овощей. Благодаря этой тенденции импорт на фукты растет и к 2030 году составит $2,7 млрд, что открывает широчайшие возможности для сельхозпрозводителей из Центральной Азии. 

Страны Центральной Азии вполне могут стать более конкурентоспособными, удовлетворяя этот растущий спрос на импортные фрукты, однако пробиться на китайский рынок свежих фруктов непросто. 

В Китае действуют довольно жесткие стандарты безопасности продуктов питания. Объем и качество импортируемой продукции должны быть стабильными, а для этого требуются современные системы обеспечения качества и логистики, которых страны Центральной Азии пока не имеют.

Для рынков фруктов в Китае характерна высокая степень фрагментации и конкуренции, и потому импортерам необходимо поддерживать тесные отношения с китайскими партнерами в стране. Кроме того, китайским потребителям нравится привлекательная упаковка и продукция узнаваемых торговых марок. 

Большинство производителей из Центральной Азии относятся к категории мелкотоварных и имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам и информации, из-за чего производятся ограниченные объемы продукции неравного качества. Такие производители прекрасно приспособлены к участию во внутренней торговле, однако они не располагают потенциалом, который необходим для соблюдения бюрократических и процедурных требований мировых рынков.

На государственном уровне качество и потенциал систем обеспечения безопасности продуктов питания, таможенного контроля и проверяющих органов в регионе не отвечают требованиям, которые действуют на рынках Китая; из-за этого экспортеры из Центральной Азии проигрывают основным поставщикам продукции в Китай, таким как Чили или Соединенные Штаты. Более того, экспортеры из Центральной Азии зачастую просто не знают о возможностях, которые предлагают рынки Китая, и о требованиях, которые необходимо выполнить, чтобы выйти на эти рынки.

В результате в совокупном объеме экспорта плодово-ягодной продукции из Центральной Азии на Китай приходится очень небольшая доля (хотя она растет). Даже если экспортеры из Центральной Азии пробиваются на китайские рынки, они получают гораздо меньшую премию к цене в сравнении со своими конкурентами.

Схожие препятствия на традиционном пути

Более 85% экспортных объемов вишни, винограда, абрикосов и слив из Центральной Азии отправляется в Россию и другие бывшие республики Советского Союза.  Но даже на этих традиционных рынках экспортеры из Центральной Азии не могут воспользоваться существующими возможностями и теряют до 30% в цене. 

Почему это происходит?

Фруктами из Центральной Азии главным образом торгуют на открытых рынках. При этом в России быстрыми темпами растет торговля фруктами через современные сетевые продуктовые магазины, что часто происходит за счет традиционных розничных рынков. Качество, ассортимент и упаковка продукции поставщиков фруктов из Центральной Азии часто не отвечают требованиям российских розничных сетей.  

К другим факторам, которые не позволяют сельхозпроизводителям из Центральной Азии реализовывать свою продукцию на традиционных рынках сбыта по более высокой цене, относятся высокая степень фрагментации производства, неформальный характер и непрозрачность производственно-сбытовых цепочек в регионе, а также незнание и несоблюдение производителями и экспортерами требований розничных сетей.   

Что же делать?

Для того чтобы оказаться конкурентоспособными на китайском и других формирующихся глобальных рынках свежих фруктов, где все более важную роль играют крупные современные розничные сети, экспортеры должны быть в состоянии своевременно поставлять большие объемы продукции стабильно высокого качества. 

Правительства должны сыграть определенную роль в создании благоприятных условий для наращивания производства и экспортного потенциала плодово-ягодной продукции в странах Центральной Азии. Для этого потребуется устранить наиболее серьезные препятствия, которые присутствуют в этом секторе.

  • Во-первых, правительства могут обеспечить нормативную среду, способствующую кооперации между мелкотоварными производителями в Центральной Азии. Благодаря этому сельхозпроизводители смогут стабильно поставлять крупные объемы продукции, востребованные импортерами.
  • Во-вторых, правительствам необходимо сосредоточиться на привлечении частных инвестиций в создание холодильных цепей для хранения продукции и на увеличении мощности по ее переработке, а также на предоставлении общественных благ, таких как системы обеспечения безопасности продуктов питания и контроля качества, научно-исследовательскую деятельность и содействие экспорту.

Наконец, благодаря быстрому развитию электронной торговли в мире экспортеры из Центральной Азии получают возможность выйти на новые рынки. Поэтому правительствам следует предпринимать более активные действия, направленные на поддержку цифрового развития в сельском хозяйстве. 

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
781 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить