Ноги кормят. Как растут сервисы доставки во время карантина

Предприниматели рассказали Forbes.uz, как коронавирус повлиял на работу их бизнеса

ФОТО: unsplash.com/Kai Pilger

Акмаль Пайзиев, основатель и руководитель проектов MyTaxi и сервиса доставки из ресторанов и торговых точек Express 24, рассказал, что в первые дни применения карантинных мер рост числа заказов продуктов питания в Ташкенте составил 500%. Особенно это коснулось овощей, средств гигиены, круп и макарон. Всего сервис получал около 1500 заказов в день. Сейчас Bozor отсутствует в приложении Express 24. Как объяснил Пайзиев, это связано с тем, что поставщик продуктов питания не смог справиться с нагрузкой и попросил отключить его от сервиса.

Акмаль Пайзиев
ФОТО: с личной страницы Facebook/Х. Мамасаидов
Акмаль Пайзиев

— Наш партнер по Bozor был поставщиком продуктов питания ресторанам, сегменту HoReCa. Как только объемы заказов увеличились, он не смог выдержать нагрузку, — отметил он. — Это связано с тем, что была большая волатильность цен в первые дни, цены прыгали. И мы, и партнер готовились к более плавному органическому росту. Но скоро, уже через несколько недель, мы запустим проект с новым партнером, намного более мощным.

Так как 400 курьеров сервиса не справляются с растущими объемами, компания постоянно подключает новых курьеров, а также новых водителей MyTaxi. Предприниматель сказал, что только за прошлый день к проекту присоединились 45 курьеров. Что касается MyTaxi, то спрос в корпоративном сегменте вырос, однако спрос со стороны физических лиц упал на 40%, и даже запрет на работу общественного транспорта в Ташкенте не восстановил прежние объемы.

— После введения карантина заказы упали: наша аудитория больше сидит дома, — констатировал предприниматель.

Компания столкнулась и с организационными сложностями: в первую неделю карантинных мер была проделана работа по подключению новых вендоров к Express 24 и переходу на удаленный режим.

— Пока сотрудники настроили свои рабочие места дома, ушло время. Еще решали вопросы, связанные со встречами: теперь приходится вести переговоры с вендорами по телефону или Telegram. Даже набираем и обучаем сотрудников тоже удаленно. Кроме того, в MyTaxi предложили компаниям доставить их продукцию без комиссии, а также снизили процентные ставки для водителей с 15% до 10%. Стоимость доставки для пользователя также снизили и в MyTaxi, и в Express 24.

Основатель Go Taxi, Go Apteka, Kinetic — сервиса курьерских услуг в сфере В2В и В2С Мустафо М-Дост сказал, что горожане стали чаще заказывать доставку лекарств и пользоваться услугами курьерской службы.

Мустафо М-Дост
ФОТО: из личного архива
Мустафо М-Дост

— В среднем сегодня на kinetic.uz поступает около 200-250 заказов в день, на goapteka.uz - около 100-150 в день. До вспышки вируса эти цифры для kinetic.uz были в пределах 100-150, для goapteka.uz - 50-100. Оплата сейчас проходит в основном наличными. Средний чек на товар по goapteka.uz - около 150 000 сумов, и его сумма не изменилась из-за коронавируса, — добавил предприниматель. — Курьерская база увеличилась на 50% с начала кризиса. Мы продолжаем привлекать новых соискателей путем рекламы, объявлений и через наш сервис такси.

Сейчас клиенты аптечного сервиса чаще приобретают медицинские маски, антисептики для рук, арбидол и хлоргексидин биглюконат — раствор, применяемый при обработке операционного стола и рук медицинского персонала.По словам спикера, были сложности из-за снижения заказов такси: если раньше в обычный день служба обслуживала 1000 заказов, то сегодня - 300. Но в целом предприниматель не видит в этом проблемы - нужно просто переждать. Сейчас Мустафо развивает доставку kinetic.uz, а также планирует несколько новых проектов в сфере онлайн.

— Общественный транспорт остановили, люди в целом стали меньше передвигаться. Но мы считаем это хорошим знаком - он свидетельствует о том, что люди в целом соблюдают правила карантина, — отметил наш собеседник. — Какие мы приняли в текущей ситуации меры? Временно сократили расходы путем снижения затрат сотрудников на транспорт, так им не нужно ездить в офис, ни одного человека не сократили и в отпуск никого не отправили. Также несколько человек мы переквалифицировали на другие проекты, которые пока не подвержены кризису.

Говоря о том, что будет с бизнесом в стране в дальнейшем, собеседник сказал, что будет надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.

— Сейчас многие предприниматели всерьез думают о развитии интернет-торговли. Так она не шла, возможно, этот кризис поможет. У нас есть готовый инструмент, который нацелен на предоставление услуги по доставке для интернет-магазинов. стоимость доставки - 12 тыс. сумов в любую точку Ташкента. Мы уже чувствуем приток новых клиентов. Думаю, что здесь государству рекомендуется поддержать малые предприятия и потребителей, но в первую очередь надо замедлить темп заражения, — прокомментировал он ситуацию.

Ботир Арифджанов, основатель онлайн-сервиса по доставке продуктов LeBazar, рассказал, что в первые дни спрос на заказы увеличился почти в три раза.

— У нас вырос средний чек и изменились типы заказываемых товаров. На сегодня обработка заказов выросла в два раза, это достаточно неплохой показатель. При этом увеличился интерес к таким товарам как картофель, лук, мясо и гречка. Пандемия подстегнула спрос на моющие и антибактериальные продукты, а также средства личной гигиены.

Ботир Арифджанов и Зохид Ульмасбаев
ФОТО: из личного архива
Ботир Арифджанов и Зохид Ульмасбаев

Он отметил что у людей из-за вируса изменился паттерн поведения,: раньше они были нетерпеливы и хотели получить быстро получить товар.

— Из-за возникшей ситуации слотов заказов на день не хватало, и мы начали переносить их на следующий день, и клиенты начали соглашаться на это. Это говорит о том, что люди будут заранее планировать потребление, что дает поставщикам компании и LeBazar планировать процесс организации потоков.

Предприниматель признался, что из-за нехватки шопперов и курьеров на начальном этапе пришлось ввести ограничения на платформе. После того как компания стабилизировала ситуацию, LeBazar справляется с входящим потоком клиентов и стабильно работает в новых реалиях.

— Большие трудности были в начале, когда сказывалась нехватка курьеров из-за большого наплыва. Обычно мы набирали людей по объявлению, но ситуация усугубляется тем что студенты, которые работали у нас, по большей части были отправлены домой. Поэтому остаются только люди, проживающие в Ташкенте, — сообщил он.

Некоторые сотрудники боятся рисковать из-за неопределенности ситуации, поэтому компания начала выплачивать дополнительные бонусы курьерам и шопперам. Как отметил Зохид Ульмасбаев, СЕО и соучредитель LeBazar, до начала вспышки коронавируса в компании работало 20 человек,  а сегодня уже 90.

— Мы провели тренинг по дистанционной доставке, чтобы курьер максимально не приближался к клиенту во время передачи товаров, — добавил Ботир. — Пытаемся адаптироваться к новым реалиям, считаем, что это очень сильный вызов не только для нас, а также для всей индустрии доставки. И если мы пройдем этот этап развития, то выйдем из сложившейся ситуации более сильными и эффективными.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2353 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить