Как выживает непродовольственный ретейл, пока столица на карантине

Рассказывают руководители магазинов по продаже цветов, косметики и бытовой химии и техники

ФОТО: Бахадир Саидов / Forbes Uzbekistan

С 24 марта в рамках карантинных мер в Ташкенте закрыты все торговые точки, кроме продуктовых магазинов и аптек. Также столица полностью закрыта для всех видов транспорта. Как выживает в этих условиях непродовольственный ретейл, рассказывают руководители магазинов по продаже цветов, косметики и бытовой химии и техники.

Цветы просто выбрасывают

Мухрим Абдулазизов
ФОТО: из личного архива
Мухрим Абдулазизов

Так как цветы — не товар первой необходимости, а скорее то, на чем люди экономят в первую очередь, этот рынок реагирует на спад быстрее всего. Объемы продаж в Toshkent Gullari отреагировали на первые новости о приходе коронавируса в Узбекистан — и упали примерно на 30-40%, рассказывает директор по развитию и маркетингу Мухрим Абдулазизов.

Компания сразу же закрыла свою школу флористики, а после того как в Ташкенте закрылись все непродовольственные торговые точки, перешла на доставку — в эти дни заказы уменьшились на 80%. Кроме того, цветы — скоропортящийся и хрупкий товар, что создает дополнительные сложности в условиях неопределенности.

— Тот факт, что мы не можем ничего предугадать, был и остается большой трудностью, — признается Абдулазизов. — Мы не знали, отменять заказы на цветы или нет, были в подвешенном состоянии. Потом все-таки отменили. Наша компания — крупнейший заказчик у местных производителей цветов, покупаем местные розы, местные полевые цветы. Производители в большом шоке сейчас, просто выбрасывают цветы, потому что заказы приходится отменять. Цветочные рынки закрыты, ребята, которые в области продавали цветы, тоже не знают, что делать.

Будущее за теми, кто идет в диджитал

Предпринимателям остается только развивать онлайн-торговлю: в Toshkent Gullari предоставили скидки и бесплатную доставку, разместили на сайте новые товары, за счет прироста онлайн-заказов удается покрывать часть расходов.

Сардор Давлетьяров
ФОТО: из личного архива
Сардор Давлетьяров

В сети магазинов косметики и парфюмерии Bellstore спада продаж не ощущали вплоть до ужесточения карантинного режима и принудительного закрытия торговых центров. Затем объемы упали на 30-35% от обычного оборота. Сейчас все магазины сети закрыты, работает только доставка.

— В день в среднем доставляем 20 заказов. Но интернет-магазин только-только запускается, все наши силы брошены на это. Думаю, количество доставок увеличится минимум втрое, — прогнозирует основатель и руководитель сети Сардор Давлетьяров.

Также компания продлила сроки всех подарочных сертификатов.

— В такие моменты спасают нашего потребителя именно те предприниматели, которые уже перевели свою деятельность в диджитал. За ним и есть будущее, — считает Динара Арсланова, основательница и руководительница магазина экологически чистой косметики Avocado Organic.

Динара Арсланова
ФОТО: из личного архива
Динара Арсланова

Компания начала развивать онлайн-продажи два месяца назад —  запустила онлайн-экомаркет avocado.uz, где представлены также здоровые продукты питания и чистящие средства.

— Мы усилили доставку, чтобы потребитель смог получить заказ в тот же день. Также пересмотрели стоимость доставки — снизили до 10 тыс. сумов независимо от расстояния по Ташкенту. В другие городам пока доставляем в течение двух дней, — рассказывает предпринимательница.

Продажи техники начали снижаться после объявления о первом случае коронавируса, так как население скупало продукты первой необходимости, объяснил Ильгиз Байбеков, руководитель отдела маркетинга сети магазинов бытовой техники Goodzone.

— С 24 марта, с полным приостановлением работы магазинов непродовольственных товаров и торговых комплексов, объемы продаж сократились на 60%. В период карантина по городу Ташкент в среднем мы обслуживаем до 23 заказов в день, — рассказал спикер.

Если посмотреть структуру продаж, то вырос спрос на гаджеты (ноутбуки, планшеты и смартфоны) и периферийные устройства (жесткие диски, внешние аккумуляторы и usb-носители) в связи с переходом на удаленную работу. Следующая категория — климатическое оборудование: сплит-системы, увлажнители и очистители воздуха.

Ну и, конечно же, холодильники — где-то ведь нужно хранить все закупленные впрок продукты питания, — прокомментировал ситуацию Байбеков.

После объявления карантина было решено предоставить покупателям отсрочку по оплате техники, приобретенной в кредит, и усилить присутствие в интернете.

Новые реалии

Ильгиз Байбеков
ФОТО: из личного архива
Ильгиз Байбеков

Клиенты Goodzone просят запустить услугу «примерки», к примеру, доставить несколько холодильников и выбрать одну из моделей на месте.

— Что является сложным решением, как-никак средний вес каждого холодильника — более 80 кг, — улыбается Байбеков.

Главной сложностью Динара Арсланова называет то, что персонал пришлось отправить в кратковременный отпуск. Кого-то смогли перевести временно в офис для оперативной работы с онлайн-заказами.

В штате Toshkent Gullari 60 сотрудников, но после закрытия магазина работают только 10 человек. В первые дни карантинных мер компания отправила половину сотрудников в отпуск на неделю, затем другую половину. Когда закрыли границы Ташкента, отпуск продлили тем, тем кто живет в Ташкентской области.

— Каждый день по-новому строим график, пытаемся выруливать, даже на день-два вперед планировать не получается, — признался Мухрим Абдулазизов.

Goodzone часть сотрудников перевели в команду онлайн-службы поддержки, часть ребят помогает отделу логистики с формированием заказов на складе. Так же поступили в Bellstore — перевели часть сотрудников в службу «немедленного реагирования» для оперативной доставки.

— Сложности закаляют и идут только на пользу. Сейчас наша команда сплотилась как никогда. И тяжело, скорее, морально. Нужно поддерживать дух и быть примером своему коллективу, — уверен Сардор Давлетьяров.

На 31 марта в Узбекистане подтверждено 150 случаев коронавируса, двое скончались, выздоровели 7 пациентов.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
803 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить