Все равны. Зачем местных инвесторов приравнивать к иностранным

По мнению Абдуллы Абдукадирова, привилегии со стороны государства должны получать все инвесторы

ФОТО: Jorge Vasconez / Unsplash

Ранее, как писал Forbes.uz, Шавкат Мирзиёев провел видеоселекторное совещание по вопросам инвестиций, на котором говорилось об изменении подхода к привлечению прямых инвестиций, расширении поддержки отечественных инвесторов.

Теперь преференции, предоставляемые только иностранным инвесторам, будут распространяться и на отечественных частных инвесторов. К примеру, если последний начинает проект стоимостью более $25 млн, внешние инженерно-коммуникационные сети будут построены за счет бюджета.

О том, изменится ли ситуация для внутренних инвесторов, рассуждает предприниматель и финансовый аналитик Абдулла Абдукадиров.

Абдулла Абдукадиров
ФОТО: из личного архива
Абдулла Абдукадиров

— Как экономист никогда не верил в чудотворное влияние иностранных инвестиций в экономику любой страны. Дело в том, что они приходят под определенные проекты, которые инициируются конкретными людьми. Ответственность разделяют два института — государство, которое заявляет, что оно будет гарантом защиты инвестиций, и предприниматель, которому верят, что он реализует проект.

Если с имиджем Узбекистана на мировой арене ситуация медленно, но верно улучшается, то ситуация с предпринимательством оставляет желать лучшего.

— Вы мало встретите предпринимателей, у которых есть четкая цель того, что нужно делать и как этого добиться. А если таковые и будут, они быстро найдут средства под собственные проекты. С этой точки зрения, мне всегда было непонятно стремление всех постсоветских стран завлекать инвесторов всякими льготами, преференциями, которые ущемляли на деле местных инвесторов, давая преимущества для иностранцев. Почему бы не предоставить их своим, или деньги у всех разные?

Экономист отметил, что искусственное установление порога инвестиций для предоставления привилегий со стороны государства может потерпеть фиаско:

  • найдется малое число местных инвесторов, которые будут готовы мобилизовать крупные денежные средства. И чтобы попасть под эти льготы, может возникнуть соблазн завышения стоимости проекта со всеми вытекающими последствиями;
  • чтобы повысить стоимость проекта, инвесторы могут включить в него малозначимые и дорогие составляющие, которые будут ожидать старта запуска при определенных условиях, которые могут так и не наступить. Это может подтолкнуть к судебному разбирательству между государством и инвестором;
  • не все проекты, имеющие существенное значение для развития регионов, районов и даже сел, могут иметь многомиллионный бюджет, но от этого не должна страдать их социально-экономическая важность. Государство одинаково заинтересовано в реализации как мелких, так и крупных инвестиционных проектов. Преференции по подключению к объектам инфраструктуры за счет государства должны быть у каждого.

— Если же пренебречь этими соображениями, то только те, кто имеет реальную аффилированность с властью, будут пользоваться этими льготами. С другой стороны, те инвесторы, за которыми в реальности стоят граждане нашей республики и обладающие неким объемом капитала, в силу разных причин перестанут «преображаться» в иностранных инвесторов, чтобы иметь доступ к существующим льготам, — предположил собеседник.

Абдукадиров задается вопросом, у кого в Узбекистане есть такие большие деньги? По его словам, хватит пальцев одной руки для подсчета таких бизнесменов, и если подход будет избирательным, это сведет на нет эффективность таких инициатив.

Эксперт не думает, что в вопросе привлечения инвестиций резидентство имело ключевую роль. Эта мера была необходима, чтобы состоятельные местные инвесторы не скрывались за ширмой иностранных с целью получения адекватных условий инвестирования. Возможно, это всего лишь устранение некоторых административных барьеров на пути внутренних инвесторов, которые хотят реинвестировать свой капитал на родине, так как в зарубежных странах, особенно в офшорах, хранить капитал стало очень опасно.

Говоря о перспективных направлениях инвестиций, Абдукадиров отметил IT-сферу, ювелирную, химическую, электротехническую промышленность, образование и здравоохранение. Последние показали свою актуальность именно во времена борьбы с коронавирусом.

Аналитик также отметил, что внутренние инвестиции тормозят несколько причин:

  • небольшое число предпринимателей в стране, способных оценить и ясно представлять большие инвестиционные проекты с перспективой развития как минимум на 510 лет;
  • низкий уровень концентрации первоначального капитала в стране, когда у бизнесменов нет значительных ресурсов и способностей мобилизовать существенные ресурсы под многомиллионные проекты;
  • агрессивная политика Центрального банка по ограничению инфляции на основе ее таргетирования на 35 лет. В результате у предприятий нет возможности привлекать банковские ресурсы на приемлемой основе, стоимость кредитов очень высока и сроки короткие;
  • низкая степень автоматизации и механизации работ, из-за чего проекты реализуются крайне медленно, что не устраивает большинство инвесторов, которые всегда ищут более быструю отдачу, пусть даже при меньшей прибыльности;
  • нет доверия широкого круга инвесторов к судебной и исполнительной власти в стране, которая в определенный момент может де-факто допустить национализацию активов. Ведь инвестора прежде всего волнует идея не заработать, а не потерять хотя бы то, что имеет.

— Не секрет, что в настоящее время идет несколько судебных процессов, где уже годами рассматриваются факты незаконного отчуждения собственности предпринимателей: туристический комплекс «Янгиабад», территория молочного завода компании Diyor Biznes, да и людей, имея в виду пресловутую проблему сноса жилых домов, — подытожил эксперт.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1098 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить