EduTech: почему пандемия ускорит развитие не только онлайн-образования

Автор: Александр Мамасидиков
основатель и директор по маркетингу IEO Agency

Мировая эпидемия коронавируса привела к повальному закрытию очных занятий в школах и вузах во многих странах мира. Очное обучение грозит стать привилегией, которая доступна лишь состоятельным

Учитывая отсутствие действенного лекарства или вакцины против COVID-19, вероятность второй волны коронавируса и введения повсеместных карантинов оценивается как высокая. Традиционная система массового образования стоит перед вызовом: в кратчайшие сроки продумать образовательную стратегию с возможностью быстрого переключения с очного на онлайн-формат. Там, где есть запрос рынка на новые разработки, есть потенциал роста и возможности для инвесторов. Но стоит ли ждать масштабного притока инвестиций исключительно в EduTech?

Онлайн-обучение или онлайн-ад?

Объем рынка e-learning в мире в 2019 году достиг $200 млрд, а к 2026 году, по разным оценкам, вырастет до $315–$375 млрд, ежегодно прибавляя около 8%. В 2020 темпы роста этого сектора получили мощный импульс из-за пандемии коронавируса. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), из-за распространения COVID-19 около 1,2 млрд детей во всем мире лишились возможности очно посещать уроки в школах. Образовательные учреждения попытались в спешке перевести обучение в онлайн-формат, пользуясь Google Classroom или платформой для виртуальных конференций Zoom, но с трудом справились с задачей, ведь онлайн-обучение требует и другого подхода в педагогике. Преподаватели, многие из которых лишь весной этого года познакомились с платформами для виртуальных конференций, с трудом удерживали внимание учеников. И форумы, и соцсети наводнили негативные отзывы о результатах таких спешных попыток перевести привычное очное обучение в онлайн-формат. Негативная реакция касалась именно традиционно очных образовательных учреждений, ведь для них онлайн-формат был в новинку и необходимых компетенций для организации подобного обучения у них ранее не было.

В отличие от очных школ и вузов образовательные онлайн-платформы, наоборот, испытали массовый приток пользователей. Если традиционные образовательные учреждения не справляются с миссией дать образование, то получатели образовательных услуг логично ищут другие возможности. Семьи с детьми школьного возраста, как и взрослые, решившие воспользоваться свободным временем для самообразования во время локдауна, искали способы получить обучение в продуманном, а не спешно и бездумно организованном онлайн-формате.

Об интересе к онлайн-образованию и саморазвитию говорят и свежие данные от Google Trends. Поисковый запрос home schooling в американском сегменте Google достиг пика к 24 марта всего за десять дней. Летом, когда школы и университеты закрыты, а пандемия коронавируса ослабила хватку, интерес к этой теме снизился, но так и не упал до прошлогоднего уровня. В августе, в преддверии нового учебного года и на фоне заявлений властей ряда американских штатов о продолжении онлайн-обучения, произошел новый всплеск поисковых запросов home schooling.

ФОТО: adriaticfoto / shutterstock

Венчурный класс

На такой благодатной почве усилилось присутствие венчурных инвесторов в EdTech-индустрии. По данным HolonIQ, у 2020 года есть все шансы стать рекордным по объему венчурных инвестиций в EdTech-проекты. За I полугодие текущего года EdTech-компании привлекли $4,5 млрд венчурных средств. Для сравнения: за весь прошлый год венчурные инвесторы вложили в этот сектор $7 млрд.

Если в январе 2020 список EdTech-единорогов насчитывал лишь 14 компаний, то к середине лета он включал в себя уже 19 имен. Лидер списка — индийская компания Think and Learn Private Ltd., основанная в Бангалоре в 2011 и известная благодаря своей образовательной платформе ByJu's. По итогам последнего раунда финансирования в июне 2020 года, когда компании удалось привлечь около $100 млн от группы венчурных инвесторов, ByJu's, которая предлагает образовательный контент для школьников с первого по двенадцатый класс и готовит к международным экзаменам, таким как GRE и GMAT, получила оценку в $10 млрд.

Впрочем, больше всего EdTech-единорогов на мировую арену поставляют Китай, где этот сектор растет двукратными темпами из-за высокой конкуренции при поступлении в вузы, и США, родине онлайн-образования, подарившей миру такие известные платформы, как Udemy и Coursera.

EdTech-рынок вступает в третью фазу развития, полагает Ян Линн-Матерн из венчурного фонда Emerge Education. Если на первом этапе речь шла о создании инфраструктуры для онлайн-обучения, что привело к появлению таких платформ, как Blackboard и Ellucian, а на втором этапе — к выводу образовательного контента в интернет (и созданию таких сервисов, как Udemy, Udacity, Coursera и Codecademy), то третья фаза подразумевает создание онлайн-педагогики как продукта, рассказал Линн-Матерн: «Следующей волной успешных EdTech-компаний станут не инструменты, а школы».

По мнению Дэвида Эйхлера из фонда TCV, мир образовательных услуг меняется: EdTech больше не является опциональным, он обязателен для успеха.

Семейные школы на взлете

Но было бы опрометчивым прогнозировать полный переход традиционного очного обучения в онлайн-плоскость. Прежде всего потому, что сами получатели образовательных услуг этого не хотят. Онлайн-формат с трудом подходит для детей младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы родителей, которые столкнулись с тем, что локдаун привел к необходимости им взять на себя ответственность за образование своих детей.

Даже если дети и имеют персональный компьютер с выходом в интернет, проводить весь день перед экраном, как правило, не рекомендуется экспертами по развитию ребенка.

Не желая месяцами наблюдать за онлайн-уроками детей в Zoom, состоятельные семьи объединяются в группы из трех или четырех семей и нанимают кого-то для частного обучения своих детей. Но такая возможность есть не у всех: подобное обучение в малых группах обходится в тысячи долларов в месяц.

В США набирает популярность новый тренд: родители в преддверии нового — уже официально во многих штатах онлайн — учебного года забирают своих детей из школ и ищут для них небольшие частные классы, которые будут вестись в офлайн-формате. Для поиска единомышленников они пишут объявления на локальных форумах и в соцсетях, пытаясь найти такие же семьи с детьми того же возраста, которые готовы объединиться и нанять в частном порядке учителя для обучения. Платформа Tinkergarten, предоставляющая учебные планы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в США, с 15 марта 2020 получила около 35 тысяч новых заявок на прикрепление по сравнению с 8 600 заявок за тот же четырехмесячный период 2019.

Семьи с более низким уровнем дохода отчаянно ищут альтернативы и онлайн, и персональному обучению для своих детей. И этот сектор пока пребывает в полном хаосе: нет ни продуманных и удобных платформ для поиска единомышленников и репетиторов одновременно, ни списков подобных семейных классов с фильтрацией по локациям или уровню подготовки. Очное обучение грозит стать привилегией, которая доступна лишь состоятельным семьям.

Пандемия COVID-19, которая обрушилась на мир, словно цунами, смыла привычные представления об образовательном процессе. Подобные волнения неизменно приведут к трансформации ландшафта образовательных услуг: со дна, подобно вулканическим островам, поднимутся новые сферы рынка образования, а очертания традиционных очных занятий могут претерпеть серьезные изменения, изменившись до неузнаваемости. Внедрение технологий уже не вопрос желания, а необходимость для тех организаций, которые хотят выжить и преуспеть. Инвесторам же следует смотреть во все глаза: очередная волна может вынести на берег ранее невиданную жемчужину. Но может и разрушить то, что строилось годами.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2845 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить