Послевкусие кризиса: какие компетенции требуются управленцу

Автор: AVDO Consulting
Международное консалтинговое агентство, партнер Института Адизеса

Какие задачи должен поставить перед собой менеджер, чтобы компания осталась на плаву на сузившемся рынке, рассказывает основатель Avdo Consulting Group Дмитрий Авдосьев

Сегодня рынок напоминает океан после шторма с разбитыми и потрепанными кораблями. Кризис позади, мы видим его последствия. Игроки рынка пытаются залатать финансовые пробоины, выправить покосившиеся мачты, сбросить ненужный балласт. Но в то же время самые прибыльные ниши заняты, рынок резко сузился, экономика пытается выкарабкаться.

Сегодня менеджеру необходимы новые управленческие компетенции. Ведь вряд ли кто-то скажет, что скоро все изменится и наступят лучшие времена. Конкуренция обострилась. Мы должны понимать, что до последнего кризиса рынок рос, и фактически любой бизнес начинал развиваться и цвести достаточно быстро, при том, что особых управленческих навыков от его создателей не требовалось.

Сейчас нужно сделать так, чтобы продажи росли или хотя бы не падали, чтобы прибыль превалировала над издержками. Очень важно, чтобы созданная вами структура работала как единый механизм и целостная система. Сейчас конкурируют организационные модели, синхронизированные структуры, отлаженные системы. А для этого нужно осознать проблемы, наметить действия, перестроить себя, свою команду и не переставать двигаться. Иначе можно умереть.

Головной офис и его сателлиты

Возьмем для начала идеальный вариант с точки зрения управленческой составляющей — западные компании и их представительства в Узбекистане. Как правило, в них управленческая структура работает четко за счет прописанных, регламентированных, обоснованных на законе правил, которые в том числе отслеживаются профсоюзами. Все взаимосвязи и механизмы отработаны годами и доведены до автоматизма. Однако здесь есть свои нюансы.

В частности, навязывание стратегической линии со стороны головного офиса. Поскольку бизнес-среда, как правило, совершенно другая, прямая калька не работает, связи нарушаются, растет непонимание как между сотрудниками внутри представительства, так и между западными и отечественными топ-менеджерами. Сюда добавляются межкультурные различия, плохая коммуникация. Если головной офис не готов подстроиться под местные особенности, как экономики, так и бизнес-среды в частности, то тогда и в западных представительствах начинаются проблемы.

Необходимая здесь компетенция — установление прозрачной и быстрой коммуникации. Нужно правильно и четко донести головному офису о сложившейся ситуации, имеющихся и возможных проблемах, ресурсах, перспективах, операционной составляющей. Управленец должен ответить себе на вопрос: что мы можем улучшить с учетом имеющихся ограничений?

ФОТО: You X Ventures / Unsplash

Цементная аристократия

На рынке есть еще и крупные аристократические компании. К ним относятся организации, пережившие расцвет и стабильность. Кроме бизнесового крупняка, к ним относятся и все госкорпорации. Теоретически у них все хорошо и им не нужно сильно меняться. Однако и тут есть свои «но».

Для таких компаний на первый план выходит администрирование и создание контролирующей системы. Фокус концентрируется на прошлых достижениях, отсутствует желание смотреть в будущее, отвечать за свои решения и их последствия. За счет того, что компания большая, она плохо управляется, зарегулирована и неповоротлива. Когда наступает кризис, связи ломаются, настает хаос и неразбериха.

Управленцам, стоящим во главе таких компаний, необходимо пестовать предпринимательскую активность, мотивировать людей на поиск новых идей, создание оригинальных проектов. Здесь важна продуманная, контролируемая децентрализация и самостоятельность, чтобы как можно больше людей было нацелено на результат. Важно соблюсти тонкую грань между управляемой свободой и анархией.

При этом нужно следить за расходами, что противоречит инновационной деятельности. Ведь для того, чтобы создать что-то новое, нужно вложить деньги, при этом не растратив полностью свой финансовый потенциал или не утонув в долгах. Не стоит забывать про конкуренцию и рынок. Тот, кто справится с этими условиями, тот будет эффективен.

­Проблемные середняки

У менеджеров среднего бизнеса, как правило, больше всего проблем. Управленцам не хватает базовых менеджерских компетенций, рядовым кадрам — компетенций в принципе. Руководители не могут выстроить и структурировать работу, разбить деятельность по направлениям, да и просто организовать людей и сделать так, чтобы они начали работать вместе, а не каждый сам по себе. Фундаментальными являются и создание стратегических целей, хорошей корпоративной культуры, правильной системы вознаграждений, поддержания уважения, доверия. Последнее, пожалуй, играет важнейшую роль в таких организациях. Поскольку, если люди знают, что они не одни и могут положиться на коллег, коллектив делает поразительные вещи.

Не стоит забывать и про сокращение расходов, при этом учитывая то, что такая экономия не должна убить бизнес-процессы и желание персонала работать. То есть люди должны обладать достаточными полномочиями, знать свои зоны ответственности, быть хорошо вознаграждены, обладать необходимой информацией и вовлекаться в процесс принятий решений.

Главное — это оттачивание созданной и работающей системы. Системы, которая должна быть контролируемой, но в то же время гибкой, ориентированной на новые возможности и готовой меняться под воздействием внешних влияний. Тогда компания начнет работать и быстро реагировать на внешние изменения.

Дмитрий Авдосьев
ФОТО: из личного архива
Дмитрий Авдосьев

Об авторе

Дмитрий Авдосьев 

Серийный предприниматель, специалист по стратегическому маркетингу. Основатель и руководитель международного консалтингового агентства Avdo Consulting Group, учредитель коммуникационного агентства Intelligent Matters, соучредитель Института трансформации бизнеса Alter.

Окончил Тель-Авивский университет, долгое время работал с международными брендами в Израиле, Польше и Германии.

Руководил реализацией более пятисот проектов в области маркетинга и продаж в российских и международных компаниях. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
239 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить